Толкования на Откр. 20:8

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 8-10 И вышли на широту земли, и окружили стан Святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков

Как дикие звери из ущелий, так, говорит, и предводительствуемые дiаволом и его бесами разойдутся из своих мест по всей земле, чтобы пленить и разрушить стан Святых, т. е. Христову Церковь, - водруженную на четырех концах вселенной, не понимая того, что не только один Ангел, но, по слову Псаломскому, многие ополчатся окрест боящихся Бога (Пс. 33, 8). При этом захотят покорить и овладеть новым Иерусалимом, городом возлюбленным, из которого чрез Апостолов Божественный закон распространился по всей земле (Лук. 24, 47). Здесь, сказано, антихрист сядет во храме Божiем или Иудейском, прежде Божественном, но потом за дерзновение против Христа разрушенном и, как ожидают богоборные Иудеи, имеющем быть восстановленным антихристом, или присвояя себе чуждое и, как сказал Апостол, показующи себе, яко Бог есть (2 Сол. 2, 4), на самом деле сядет в Божественном храме - Церкви Вселенской. Но, прибавляет, не надолго! Ибо пожрет их и указанные народы огнь, сошедший с неба, будет ли то видимый, как при Илiи, двух пятидесятников (4 Цар. 1, 10), или славное пришествие Христово поразит их духом уст Его, и вождя их дiавола вместе с антихристом ввергнет в озеро огненное, где они мучимы будут во веки веков. - Мы же, научившись от Христа Спасителя молиться о том, чтобы не подвергаться искушению (Матф. 6, 13), будем, познавши немощь свою, непрестанно и усердно просить Его, чтобы нам избавиться от предсказанного испытания, не видеть ни пришествия антихриста, ни движения предглаголанных народов и ни смертоносной беды, понуждающей к отступлению от спасительной веры. Но сохраняя, по возможности, неповрежденным и неуязвимым свидетельство совести и добрыми делами показуя пламень любви к искупившему нас своею честною кровью Христу, утверждаемые богатыми щедротами Божиими, будем ожидать получения и наслаждения вечными благами, которые да получим в Самом Спасителе и Искупителе нашем Христе. С ним Отцу со Святым и Животворящим Духом, слава, держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Толкование на Апокалипсис.

Свт. Кесарий Арелатский

И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный

И вышли дьявол и народ его на широту земли, то есть [они достигли] высокомерия гордости. И окружили стан святых и город возлюбленный, то есть Церковь. Это то, что он сказал выше о собранных в Армагеддоне. Ведь они не смогут с четырех углов земли собраться в один город, но в самих четырех углах каждый народ соберется для осады святого города - то есть для гонения Церкви.

Изложение Откровения.

Блж. Августин

Сказанное: И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный, не то означает, что они пришли или придут в одно место, как будто бы в одном каком-либо месте будет находиться в то время стан святых и город возлюбленный. Речь идет о Церкви Христа, распространенной по всей земле. Где она в то время ни будет, - а она будет в среде всех народов, что обозначается названием широты земли, - там будет и стан святых, там будет и возлюбленный Богом град Его. Там все враги ее - так как и они вместе с нею будут находиться в среде всех народов - окружат ее своим жестоким преследованием, то есть будут стеснять, тревожить, ставить в безвыходное положение тяжкими напастями. И она, со своей стороны, не оставит воинствующего положения, потому что названа именем стана.

О граде Божием.

Апрингий

И вышли на высоту земли, и окружили стан святых. Вознесенные в гордыне грешники вышли на высоту, но земная высота удержала их. Они не мудры ни в чем небесном и никакой силы небесной не боятся. Окружили стан святых, то есть пожелали существовать в обществе святых, но на них исполнилось пророчество, говорящее: вечером возвращаются они, алчут, как псы, и ходят вокруг города (Пс 59:6), который здесь Иоанн называет возлюбленным, говоря: окружили стан святых и город возлюбленный.

Трактат на Откровение.