Толкования на Откр. 22:1

Свт. Андрей Кесарийский

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца

Текущей из Церкви рекой в настоящей жизни иносказательно называется крещение пакибытия, ибо им омываемые действием Святого Духа соделываются чистыми паче снега и кристалла. А протекающая по вышнему Иерусалиму исполненная вод Божия река есть исходящий от Бога Отца Животворящий Дух, который чрез Ангела и чрез высочайшие, именуемые престолами Божества, силы напояет стогны Святого города, т. е. множество его, увеличившееся, по Псалмопевцу, паче песка (Пс. 138, 18).

Толкование на Апокалипсис.

Блж. Иероним Стридонский

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца

Обрати внимание, что источник благодати бьет из центральной части престола. Этот источник бьет от престола, только когда перед ним стоит Агнец: если мы не верим в воплощение Христово, то не можем принять от этой благодати.

Трактат на Псалмы.

Апрингий

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца

Вода жизни - это Господь Иисус Христос. Об этой воде Он сказал самаритянке: Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин 4:10), которая есть знание Его Божества и полнота святой веры. Ибо о Нем сказано: Ибо у Тебя источник жизни (Пс 35:10).

Потому что они спогреблись ему через крещение, как сказал апостол: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим 6:4). Следовательно, вода жизни, подобная кристаллу и совершенно чистая, есть омовение святого источника и очистительный свет блаженнейшего крещения. А то, что она исходит от престола Бога и Агнца, сказано потому, что от Него очищение, из Него жизнь, из Него всякое оправдание и освящение крещения проистекает и исходит.

Трактат на Откровение.

Примасий

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца

Река жизни, текущая посреди города, больше не символизирует службу крещения, но уже открывается плод самого таинства. Ибо прежде сеялось в слезах то, что после будет пожато в радости. Поэтому теперь Церковь сеет в дух и от духа пожнет жизнь вечную (Гал 6:8).

Комментарий на Откровение.

Экумений

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца

Рекой жизни могут быть обильные и богатые дары Христа, которые неиссякаемо изливаются на святых; словно река, они несутся и текут на них.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 1-5 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков

Видение XXII главы хотя и относится к тому же новому Иерусалиму, но касается той ее стороны, в которой обнаруживается жизнь его обитателей. Иоанн видит воду жизни, которая течет через город от престола Агнца, ее вода будет именно тем питием, которое будет утолять жажду обитателей нового Иерусалима. Берега этой реки усажены деревом жизни, плодами которого будут питаться обитатели. Даже и листья этого дерева будут годны для употребления в пищу с пользою для организма (исцеление - в смысле дальнейшей ступени совершенства). Изображение блаженной жизни, данное в 1 и 2 ст., заканчивается новыми конкретными чертами, которыми укрепляется та истина, что будущая блаженная жизнь всех ее участников будет совершенно чужда и свободна всякого зла и греха: в новом царстве не будет проклятого. Новое царство будет исключительно Царством Божиим, которое будет состоять в теснейшем общении Бога с прославленными Его служителями. Близость к Богу и это созерцание Его вследствие близости отразится на самой жизни блаженных, как бы на их внешности: имя Его будет на их челах (ср. IV:3, 12). В будущем царстве снова восстановится первоначальное отношение человека к природе. Блаженные тогда явятся истинными царями обновленной природы, которая будет подчиняться им не воздыхая (Рим 8:22), но свободно и охотно. Тогда все будет восславлено Богом: Бог над всем и всеми, люди и Ангелы - над внешнею природою.