Толкования на Откр. 22:14

Свт. Андрей Кесарийский

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами

Поистине блаженны соблюдающие заповеди Божии, так как в бесконечной жизни будут иметь власть упокоиться на древе жизни - Христе, Боге нашем, и насыщаться и наслаждаться Его созерцанием, когда сему не может воспрепятствовать никакая сила лукавая. И Апостольскими вратами, т. е. учением, они войдут в вышний град дверью истинною (Ин. 10, 9), не прелазя инуде подобно пастырям - наемникам, но вводимые Привратником жизни.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами

Он возвещает, что блаженны или те, которые омыли свою брачную одежду в крови страданий Господних омовением перерождения, которое они получили. Или же те, кто через скорбь их сердец и со слезами совершили очищение грехов, случившихся в настоящей жизни. Иоанн утверждает, что они, без сомнения, будут иметь власть над древом жизни. Эта власть состоит в том, чтобы видеть лицо Господа нашего Иисуса Христа, Который есть истинное древо жизни, и радоваться, и иметь возможность достигнуть места Его присутствия, пройдя через ворота, то есть через учение апостолов и патриархов, которое они стремились исполнить.

Трактат на Откровение.

Беда Достопочтенный

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами

Обещанная здесь пажить - это древо жизни; без сомнения, они входят в Церковь воротами - вратами правды, которые просит себе открыть псалмопевец. Кто же забирается во двор иным путем, тот вор и разбойник (Ин 10:1).

Изложение Откровения.

Примасий

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами

В том заключается сущность всей веры, чтобы исповедовать в одном и том же Христе совершенное Божество и истинное человечество. Относительно нравственной чистоты Иоанн говорит: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин 1:12), указывая на награду веры и любви. Думается, что сходным образом Иоанн говорит и здесь, намекая на Христа в буквах α и ω и белыми одеждами обозначая непорочную жизнь, за которую он точно так же обещает ту же самую награду, говоря: чтобы иметь им право на древо жизни. Древо жизни - это Христос, потому что мы читаем: Премудрость - древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18). <…> И святые входят в город через ворота, о которых написано: Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них (Пс 118:19-20). То есть войти в этот город нельзя иначе, чем через Христа, который сказал: Я есмь дверь (Ин 10:9), и: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин 14:6).

Комментарий на Откровение.

Экумений

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами

Итак, блаженны те, кто живет во благе, кто очистил себя от всякой скверны греха. Те, кто прожил так, будут иметь право опираться на древо жизни и пребывать на нем в отдохновении. А древо жизни - Христос, как говорилось прежде.

И войти в город воротами. Через ворота - то есть апостольские установления и учения - они становятся причастными к образу жизни и блаженству святых.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами

См. Толкование на Откр. 22:10