Толкования на Откр. 22:16

Свт. Андрей Кесарийский

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. И здесь показывается достоинство Владыки, посылающего Ангела. А слово свидетельствовати поставлено вместо засвидетельствовати.

Я есмь корень и потомок Давида. Как Бог, Христос есть корень Давидов, а как от него происшедший, есть род его.

Звезда утренняя и денница - Он же самый, как воссиявший нам заутра Тридневен и как имеющий явиться Святым и в утро всеобщего воскресения уставить после ночи настоящей жизни нескончаемый день.

Толкование на Апокалипсис.

Апрингий

звезда светлая и утренняя

Это та звезда истины, которою волхвы были приведены к Его целительному присутствию. И никакое наше толкование не может быть яснее, чем слова данной книги.

Трактат на Откровение.

Беда Достопочтенный

Я есмь корень и потомок Давида

Здесь Христос говорит о двойственности Своей природы, поскольку по Божеству Он является творцом Давида и в то же время родился от семени Давидова по плоти (Рим 1:3). В Евангелии Господь задает тот же вопрос иудеям: как же Христос сын Давиду, если Давид в Духе называет Его своим Господом?

звезда светлая и утренняя

Он после ночи страданий явился во свете единого воскресения и жизни, показав миру слово и пример. Об этом было сказано и блаженному Иову: Можешь ли выводить созвездия в свое время (Иов 38:32)?

Изложение Откровения.

Примасий

звезда светлая и утренняя

Открывая сияние благодати Нового Завета, Иоанн говорит о времени первого воскресения, когда Христос воскрес из мертвых. Поэтому мы читаем: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа (Пс 129:6).

Комментарий на Откровение.

Экумений

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах

Засвидетельствовать означает сделать гласным не в тайне или келейно - но во всеуслышание, повсюду в церквях, чтобы никто, имея дурные намерения, не творил зло под предлогом незнания.

Я есмь корень и потомок Давида

Впрочем, как будто по поводу указанного последовательней было бы сказать: Я есмь новая отрасль корня Давидова. А здесь, напротив, корнем Давида Он называет Себя, и не только корнем, но и потомком, как прежде говорилось.

Он - корень и причина всего, в том числе и Давида, почему Он есть Бог и признается Богом. Но Он, конечно, и потомок Давида, взошедший от него по плоти, почему Он есть человек и признается человеком. И таков Он есть, ибо говорить о том же часто для меня не тягостно, а читающим - безопасно, как в одном месте сказал собственными словами божественный апостол.

Он, таким образом, Еммануил по Божеству и человечеству, при этом совершенными обладая природами, каждая из которых совершенна, согласно соответствующему определению - неслиянно, непревращенно, неизменно, неизмышленно. Мы убеждены и в том, что после неизреченного соединения Он стал одним лицом и одной ипостасью, и одной энергией, пусть даже различие природ, от которого, как мы утверждаем, произошло неизреченное соединение, не непознаваемо, равно как и природное их свойство по качествам, согласно словам святого отца нашего Кирилла.

звезда светлая и утренняя

Под звездой утренней Он подразумевает солнце, поскольку у Малахии Он назван Солнцем правды (Мал 4:2); а еще у пророка в псалме сказано: обрушился на них огонь - то есть на иудейских первосвященников, - и не видят солнца (Пс 57:9), - разумеется, Солнца правды, Христа.

Либо Он подразумевает утреннюю звезду. Ведь и таким образом Его называет Петр во Втором послании: доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет 1:19).

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя

См. Толкование на Откр. 22:10