Толкования на Рим. 2:3

Свт. Иоанн Златоуст

Помышляеши ли же сие, о человече, судяй таковая творящим, и творя сам таяжде, яко ты избежиши ли суда Божия

См. Толкование на Рим. 2:1

Свт. Феофан Затворник

Помышляеши ли же сие, о человече, судяй таковая творящим, и творя сам таяжде, яко ты избежиши ли суда Божия

Есть суд Божий, и ты это знаешь. Перестань же думать, что ты избежишь сего суда за дурные дела, особенно когда сам же осуждаешь их в других. Наведи меч суда Божия на свою голову и проникнись страхом, какому естественно налегать на сердце, при ожидании, что вот-вот ниспадет сей меч на главу твою. Не допускай мысли, что он минует тебя, когда ты виноват. Вопрошая: помышляеши ли? — Апостол внушает, что, при здравом суждении, такая мысль невозможна. Неужели думаешь? Было бы изумительно, если б кто так подумал, или изумляться надо, если кто так думает. «Своего суда не избежал и избежишь суда Божия? Кто скажет сие? Ты сам себя осудил; такова строгость сего судилища, что ты не мог пощадить себя; так не гораздо ли больше осудит тебя Бог, безгрешный и праведный? Или сам ты себя осудил, а Бог одобрит и похвалит? Как это возможно? Ибо ты стоишь большего наказания, нежели осуждаемый тобою. Наказавши (осудивши) другого за грех, самому впасть в оный — значит уже более, нежели просто согрешить. Видишь ли, сколько Апостол увеличил вину? Если ты, говорит он, наказываешь (осуждаешь) за меньший грех, между тем как сам не перестаешь осквернять себя грехами; то Бог, никогда не причастный греху, не паче ли осудит и обвинит за гораздо большие проступки тебя, уже осужденного собственными твоими помыслами?» (святой Златоуст).

При этом иной мог подумать: сколько уже я нагрешил, но не вижу, чтоб меня Бог наказывал; не покарает и тогда. Апостол предотвращает эту мысль, говоря: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? (Рим. 2:4)

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же

См. Толкование на Рим. 2:1

Блж. Августин

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же

Неужели, в то время как они так настойчивы в своих бесчестиях, Бог не будет настойчив в Своем терпении, - так мало наказывая в веке сем, чтобы не утратилась вера в божественное провидение и чтобы будущий суд, для которого все сохраняется, был оправдан?

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-6 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его

Выше сказал, что воздаяние дурным людям за заблуждение и почитание тварей заключается в тех самых несчастьях, которым они предавались, потому что самая нечистота была достаточным наказанием для них. Теперь открывает уже для них и наказание. Для тебя, говорит, человек, есть и другое наказание: ты не избежишь суда Божия. Как избежишь ты суда Божия, когда не избежал своего суда? Ибо в чем осудил ты другого, в том произнес приговор на самого себя. Если же ты полагаешься на долготерпение Божие потому, что еще не наказан, то эта ненаказанность служит к большему наказанию для тебя. Ибо долготерпение Божие спасительно для тех, кто пользуется им к исправлению себя, а для тех, кто употребляет оное к умножению греха, оно служит большим поводом к наказанию, не по природе своей, но по жестокосердию таковых. Собираешь, говорит, себе гнев, - не Бог собирает тебе, но ты сам собираешь себе. Как это? Своим непреклонным и жестким к добру сердцем. Ибо что может быть жестче тебя, когда ты ни благостью не смягчаешься, ни страхом не преклоняешься? Далее, сказав о дне гнева, присовокупляет: «откровения и праведного суда от Бога». И справедливо, дабы кто не почел суда действием гнева. Откровение, говорит, всего. Поэтому воздаяние сообразно тому, что открывается, а вследствие этого и суд праведный. Здесь правда не всегда одерживает верх, потому что дела скрываются, а там за откровением следует суд праведный. Заметь это место, сличив его со следующим: ожесточу сердце фараона (Исх. 4:21), ибо Павел изъясняется почти теми же словами.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же

Всякому надлежит сначала разобраться со своей собственной совестью, а потом уже обсуждать поступки того, кого он судит. Если бы делалось так, все притязания на церковные должности совершенно исчезли бы, коль скоро считалось бы, что желающие председательствовать над народом должны скорее судить себя, нежели быть судьями для других. Итак, пусть никто не думает, что сможет избежать суда Божия. Ибо говорит пророк: Куда пойду от Духа Твоегоу и от лица Твоего куда убегу? (Пс. 138:7) А поскольку это относится, главным образом, к тем, кто председательствует в судах над народом, сказано также: Время начаться суду с дома Божия (1 Петр. 4:17). И Господь в другом месте говорит: В приближающихся ко Мне освящусь (Лев. 10:3) и так совершилось в Надаве и Авиуде, когда они принесли чуждый, то есть не священный, огонь на алтари Господа (Лев. 10:1-2). Так что суд начинается с сынов, ибо Бог наказывает всякого, кого принимает в число сынов. Но я думаю, что никто, даже если бы мог, не должен желать избежать суда Божия, ибо не прийти на суд Божий - значит не прийти к исправлению, исцелению и восстановлению.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же

Неужели из-за того, что тебе дана способность судить о зле и бесчестии, в то время как ты сам таким же образом поступаешь… ты надеешься избежать суда Божия? Ни в коем случае! Если суда Божия в этой жизни ты избежал, в будущей не избежишь. Бог же, у Которого нет лести и лицеприятия, судить станет по Себе. А если кому кажется, что было бы справедливо, чтобы он остался без наказания, то пусть скажет! Но если правильно, что наказания не избежать, то остается верить, что Бог будет судить справедливо и что Бог, Творец мира, воздаст должное внимание и заботу Своему творению. Если, создав мир, Бог потом бы отверг его, Он был бы плохим Творцом, ибо показал бы посредством этого отвержения, что созданное им - плохо. А поскольку невозможно отрицать, что созданное Им - благо (недостойно и невозможно для Того, Кто благ, создать зло), то следует сказать, что Он заботится о том, что создал. Было бы преступлением и бесчестием для Него не радеть о сотворенном Им благе. Вся жизнь направляется Его мановением и провидением, все части мира - на службе Его. Сам Господь говорит: Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Потому когда Он все это делает, то разве не позаботится о сотворенном Им и не воздаст награду любящим Его и осуждение - Его отвергающим?

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же

Здесь Апостол по преимуществу имеет в виду иудеев. Иудеи именно думали, что они могут избегнуть суда Божия (ср. Мф. 3:7), и что они, уже по рождению, сыны мессианского царства (Мф. 8:12). Иудеи же главным образом и осуждали язычников как грешников (ср. Гал. 2:15). Впрочем, и римские, и греческие сатирики, обличавшие пороки современного им общества, сами немало грешили против морали…

Толковая Библия.

См. также Толкование на Рим. 2:1