Толкования на Рим. 3:6

Свт. Иоанн Златоуст

Да не будет: понеже како судити имать Бог миру

См. Толкование на Рим. 3:1

Свт. Кирилл Александрийский

Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?

См. Толкование на Рим. 3:5

Свт. Феофан Затворник

Да не будет: понеже како судити имать Бог миру

К общему верованию в беспредельную правду Божию и относится Апостол в опровержение того хитроумия. Как можно какую-нибудь неправду в каком-либо отношении видеть в Том, Кто всеми исповедуется Судиею всей вселенной? Это верование неразделимо с чувством правды Божией и убеждением в Его правосудии; потому одно сильно рассеявать всякую тень, наводимую хитроумием на правду Божию. Если Бог исповедуется Судиею вселенной, то Он беспредельно правосуден. Если правосуден, то нельзя видеть какую-либо неправду в том, что Он присудил вам наказание за ваше неверие и наведет его на вас вскоре.

В словах: како судити имать? — можно видеть и такую мысль: иначе и суду незачем быть. Наказывает ли нас здесь Бог или не наказывает, то и другое являет Его славу: если наказывает, это являет правду Его, если не наказывает, это являет Его долготерпение. В первом случае правосудие удовлетворено, потому не для чего быть суду; во втором явлена слава Божия, потому не за что обвинять, следовательно, и судить. — Если такое умствование справедливо, то как же веруем, что Бог имеет судить миру? И наоборот, если это верование так обще и так глубоко укоренено в умах и сердцах наших, что мы не можем отказаться от него или допустить мысли, противные ему; то надобно признать ложным то умствование и его отвергнуть (см.: Амвросиаст).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 6-8 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых

Но придите и, как люди, исследуем: если это так, то как же Бог судит мир? Должны, говорит, быть законы, хотя бы они и даны были в осуждение тех, которые их приняли. Но Бог не с такою целью дал законы: дом Моисея уверовал и другие, которые были оправданы благодаря этим законам. И это подобно тому, что говорит: и не как злословят нас, говоря: станем делать зло, чтобы пришло добро; ибо имели обыкновение говорить: где увеличился грех, там преумножилась благодать (Рим. 5:20). Начали говорить напротив: умножим грехи, и будет многообразная благодать Его к нам. Посему справедливо подвергаются наказанию говорящие это, ибо смеются над благодатью.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Никак. Ибо иначе как Богу судить мир

См. Толкование на Рим. 3:5

Ориген

Никак. Ибо иначе как Богу судить мир

Здесь под «миром» Павел подразумевает всех людей, которые в этом мире, как и в другом месте мы читали, что весь мир во зле лежит (1 Ин. 5:19).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Никак. Ибо иначе как Богу судить мир

Верно, что для Бога было бы несправедливым судить мир, грехи которого Ему на пользу, - как если бы благость Его обнаруживалась лишь в тот момент, когда грешники получают прощение; то есть если бы они не грешили, то и праведность Божия была бы невидима: не согрешив, не имели бы оснований для прощения греха, а Бог не имел бы благости. Думать такое - абсурдно.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Констанций

Никак. Ибо иначе как Богу судить мир

Вслед за свидетельством из Писания о том, что Бог окажется праведным, когда мы будем судиться с Ним, Павел показывает, что действительный смысл заключается в том, что Бог по заслугам налагает на неправедных наказание.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Никак. Ибо иначе как Богу судить мир

См. Толкование на Рим. 3:5