Толкования на Рим. 3:23

Свт. Иоанн Златоуст

Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия

См. Толкование на Рим. 3:21

Свт. Кирилл Александрийский

потому что все согрешили и лишены славы Божией

См. Толкование на Рим. 3:21

Свт. Феофан Затворник

Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия

Одна сторона, в каком отношении несть разнствия, — что все согрешили и лишены за то славы Божией; другая, — что все оправдываются туне (3, 24). Что все согрешили, это доказал Апостол выше, изводя на суд и язычника, и иудея. Знали, как надлежало жить, а жили противно тому; грешили, следовательно, с сознанием греха, попереча совести и подавляя ее, грешили грехом смертным. «Не говори мне: тот еллин, тот скиф, тот фракиянин (а я иудей); все равно виновны. Если ты получил закон, то из закона научился единственно, как распознавать грех, а не как избегать оного» (святой Златоуст).

И лишены суть славы Божия. — Лишены суть, ύστεροϋνται, — не имеют славы Божией, нет у них славы Божией. А это может иметь и такой смысл: нет у них или от них славы Богу. Согрешили — и нет от них славы Богу, не славится у них и от них Бог, а напротив, хулится имя Божие ими. Так Экумений: «отстали от прославления Бога — все отпали от воздаяния Богу достодолжного чествования; иудеи, яко преступники заповедей закона, язычники, как идолам поклонявшиеся». Но прямее здесь та мысль, что они грехов ради лишены славы, коею были бы облечены от Бога, если бы не грешили, а ходили в воле Его и исполняли Его заповеди. Те, кои к Богу прилепляются и верными Ему пребывают, носят на себе отсвет славы Божией. Бог облекает их сею славою, ради качествующего в них богоподобия. Так быть предопределено в начале; и так было в первозданных. По преступлении заповеди померкла сия слава и остается померкшею; и не только не восстановляется человеком, но еще более и более помрачается. Не почтили достодолжно Бога верностию заповедям Его, и Бог совлек их предопределенной им славы. Святой Златоуст говорит: «дабы иудеи не сказали: мы хотя и грешим, впрочем, не так, как язычники, Апостол присовокупил: и лишены суть славы Божия. Хотя твои грехи и не одинаковы с грехами других; впрочем, и ты равно лишен славы. Ибо и ты оскорбил Бога; а оскорбитель принадлежит не к прославленным, но к постыжденным». — Феофилакт пишет: «Если он (иудей) и не так согрешил, как язычник, но славы лишен одинаково; потому что оскорбил Бога, а оскорбитель такой пожинает плод не славы, но бесславия».

Не одни, впрочем, иудеи таковы, но все вообще согрешившие. Поминая о сей славе, Апостол хочет раздражить их ревность — принять меры к восстановлению ее. Ибо что может быть достойнее наших стремлений, как не то, чтоб быть облеченными славою Божиею? Но это возбуждение ревности могло смениться отчаянием по причине повсюдной, прежде изображенной Апостолом, грешности, из которой выйти нет сил, следовательно, и удостоиться славы. В предотвращение этого Апостол и спешит указать на богоучрежденный путь к праведности, предлагаемой Евангелием: оправдаеми туне и прочее, — говоря как бы: «но ты не страшись; я сие не для того сказал, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, а для того, чтобы показать человеколюбие Владыки» (святой Златоуст).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Сщмч. Ириней Лионский

потому что все согрешили и лишены славы Божией

Мы не должны быть гордыми и бранить древних, но должны сами бояться, что, творя что-либо неугодное Богу вслед за принятием Христа, впредь не получим оставления грехов и будем извергнуты из Его Царства.

Против ересей.

Прп. Ефрем Сирин

потому что все согрешили и лишены славы Божией

См. Толкование на Рим. 3:21

Блж. Феофилакт Болгарский

потому что все согрешили и лишены славы Божией

См. Толкование на Рим. 3:22

Севериан Габальский

потому что все согрешили и лишены славы Божией

Павел нигде не говорит, что они все были нечестивыми, но что все согрешили, то есть указывает на общность греха, а не нечестия.

Фрагменты.

Амвросиаст

потому что все согрешили и лишены славы Божией

Это надо принимать в общем, понимая здесь всех, и иудеев, и эллинов, ибо нет различия, как Павел говорит. Все - это даже включая священнослужителей, чтобы было видно, что без веры закон ничего не дает. Сам закон дан таким образом, чтобы в нем была вера, которая дает надежду на спасение. Потому и смерть Христа всем принесла благо. Здесь, в нашей жизни, она научила, чему верить и что соблюдать; в будущей - она всех избавит от ада.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

потому что все согрешили и лишены славы Божией

Потому что все согрешили. Когда согрешили - Апостол не говорит, но утверждает только, что факт грехопадения - несомненен. Подробнее об этом Апостол говорит в гл. V-й, 12 и сл. - И лишены славы Божией. Как видно из первых слов 24 ст., эта слава Божия не представляет собой чего-либо отличного от оправдания, даруемого Богом, которого люди не имеют (uoterountai - наст. время). Это то же, что честь, какую признает Бог за нравственным человеком (Ин 12:43).

См. также Толкование на Рим. 3:21