Толкования на Рим. 4:2

Свт. Иоанн Златоуст

Аще бо Авраам от дел оправдася, имать похвалу, но не у Бога

См. Толкование на Рим. 4:1

Свт. Кирилл Александрийский

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

«Я предполагаю, — сказал некто, — что тщательно исследующие это рассуждение о праотце Аврааме должны заметить следующее. Изречено было негде одним из святых учеников, что без дел вера мертва (cр. Иак:2:17), и он прибавил к этому: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? (Иак. 2:20–21). Так неужели эти духоносные мужи утверждают противоположное друг другу?» Итак, что нам ответить на это? Тому, кто достиг старости, Бог всех против всякого ожидания обещал сына и утверждал, что семя, которое произойдёт от него, будет соперничать по числу с неизмеримым множеством звёзд (Быт. 22:17; ср. Евр. 11:12). Он же, поскольку чтил Обещавшего, Который способен совершить всё, свидетельствуя об этом Богу, был Им оправдан и приобрёл в качестве равноценной награды за столь боголюбивый образ мысли забвение древних грехов. Однако спустя какое-то время Бог дал этому праведнику в качестве испытания прорицание об Исааке. Но он даже при этом был верным и боголюбивым, поскольку ничего не ставил выше любви к Богу. Впрочем, как пишет ученик Спасителя, вера содействовала делам его, и делами вера была подтверждена (Иак. 2, 22)1). Но и сам чудный Павел сказал негде о праотце Аврааме, что он верою, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречётся тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить (Евр. 11:17-19). Поэтому если даже скажут, что он оправдался делами благодаря тому, что, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, однако это было у него ясным доказательством прочнейшей веры2).

Из катен

Свт. Феофан Затворник

Аще бо Авраам от дел оправдася, имать похвалу, но не у Бога

Прежний вопрос внушал: смотри на примере Авраама. Слушавший прошел мыслию всю жизнь Авраама. Апостол теперь говорит как бы ему: ну, что видишь? Чем он отличился? Чем заслужил такую милость, что Сам Бог объявил его праведным и всегда оказывал великое к нему благоволение? Делами ли? Нет. Были и у него дела славные, святые и праведные. Смотри, как сделал он раздел с Лотом, как защитил обиженные города и ничем за то не хотел воспользоваться, как принимал всякого странника, как смиренно уступал всем, хотевшим обижать его. Но если б только и было у него, что такие дела, то, несмотря на великую цену этих дел, он был бы только людьми прославлен, яко праведный; а Бог и не воззрел бы на него, потому что при всех таких делах возможно быть чуждым Бога, не к Богу быть обращену сердцем, не для Него жить и не Ему единственно угождать. Бог же всегда смотрит на сердце и так относится к человеку, как человек лежит к нему сердцем. Итак, если Бог так благоволил к Аврааму, то надобно полагать, что это не за одни дела, а больше за устроение его сердца. А в сердце у него что было? В сердце его жила безграничная вера.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

См. Толкование на Рим. 4:1

Блаж. Августин

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

То есть поскольку Авраам без закона снискал славу не делами закона (будто бы он мог исполнить закон своими силами!) и поскольку закон еще не был дан, то слава эта не его, но - Бога. Ибо он оправдан был не заслугами, как бы от дел, но благодатью Бога через веру.

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феодорит Кирский

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

Совершение благих дел украшает венцом тех, кто их творит, однако человеколюбия Божиего оно не показывает. Вера же выявляет и то и другое: и расположение уверовавших к Богу, и человеколюбие Божие.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

См. Толкование на Рим. 4:1

Ориген

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

Здесь апостол рассуждает не без диалектического искусства. Ибо если тот, кто оправдывается делами, не имеет похвалы перед Богом, а известно, что Авраам имеет похвалу перед Богом, то, стало быть, Авраам был оправдан не делами, но верой, чтобы безусловно иметь похвалу перед Богом… Итак, во всем этом отрывке апостол, как представляется, показывает, что существуют два оправдания, одно из которых «от дел», а другое «от веры». И о том, которое от дел, он говорит, что оно имеет свою похвалу, но в себе самом, а не перед Богом. У того же, которое от веры, есть похвала перед Богом, поскольку Он видит сердца человеческие и знает, кто верует втайне, а кто не верует. И потому оправдание верой не зря имеет похвалу лишь перед Богом, Который прозревает сокровенное побуждение веры. А если кто надеется на оправдание от дел, то может случиться, что его дела будут одобрены и людьми. Не считай, однако, что если кто имеет такую веру, оправдавшись которой, он обрел похвалу перед Богом, то он может вместе с ней иметь в себе и неправедность. Ибо у веры нет ничего общего с неверием, у праведности нет ничего общего с неправедностью, как и у света не может быть общения с тьмою (ср. 2 Кор. 6:14).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

Павел пользуется риторическим приемом. Авраам действительно оправдался при помощи веры, в чем нет никакого сомнения, и потому он имеет славу пред Богом. И поскольку те, кто исполняет либо закон Моисея, либо закон природы, до сих пор оправдываются, то, чтобы они не были сочтены в этот момент виновными, Павел говорит: Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом

Ответа на поставленный вопрос не имеется, но он сам собою предполагается: Авраам делами не приобрел себе оправдания. К этому Апостол прибавляет, что если бы Авраам оправдался делами, то он имеет возможность хвалиться, об уничтожении которой Апостол сказал в III гл. 27 ст. Но он нигде не хвалится этим пред Богом - о делах его Писание не говорит, когда ведет речь о его оправдании. Следовательно, отпадает и всякая мысль о возможности восстановления самооправдания делами. Пусть люди, его потомки, восторгаются его подвигами, но не эти подвиги дали ему оправдание пред Богом!

См. также Толкование на Рим. 4:1

1) В тексте толкования именно так: «была подтверждена» (ἐβεβαιώθη) вместо обычного чтения: «достигла совершенства» (ἐτελειώθη) (NA, RP = Син., еп. Кассиан, Победоносцев, Елизав.).
2) Сокращённое изложение предыдущей схолии вошло в «Катену пресвитера Андрея» на Соборные послания (CPG C176) как толкование на Иак. 2:20 с надписанием «Кирилла из Послания к Римлянам»: «Поскольку блаженный Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, принеся сына Исаака на жертвенник, а Павел говорит, что он оправдался верою, это мнимое противоречие следует понимать следующим образом. Хотя он уверовал ещё прежде, нежели имел Исаака, и в качестве воздаяния за веру получил Исаака, тем не менее и тогда, когда он принёс Исаака на жертвенник, он не только совершил дело, которое было предписано, но не отступил и от веры, поскольку в Исааке его семени надлежало умножиться как звёздам. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Однако Павел свидетелем и помощником для своих слов делает блаженного Давида (Рим. 4:6–8), мужа, который был знаменит по благочестию, премудро предуготовлял, говоря в Духе, отпущение (грехов) и возвещал его всем человекам, ибо он знал, что оно придёт во Христе в своё время» (Catena in Epistolas Catholicas etc. / ed. J. A. Cramer. Oxford, 1840 [Hildesheim, 1967]. P. 17).