Толкования на Рим. 7:22

Свт. Иоанн Златоуст

Соуслаждаюся бо закону Божию, по внутреннему человеку

См. Толкование на Рим. 7:21

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 22-23 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих

Как я уже сказал, ум жаждет свободы, хочет избавиться от ненавистного ему и увенчивает высочайшими почестями закон, являющийся наставником прекраснейших истин. Но принуждает его к безобразным наслаждениям природа плоти, поскольку ведёт войну и напирает закон греховный. Законом же греховным он называет врождённое движение и то, что представляет собой, как можно думать, страсть плотолюбия, а также, конечно, и законом ума называет его склонность и волю к благу

Из катен

Свт. Феофан Затворник

Соуслаждаюся бо закону Божию, по внутреннему человеку

Внутренний человек — дух, проявления жизни которого составляют страх Божий, требование совести и недовольство ничем тварным. Он цел и в падшем, и в самом большом грешнике дает о себе знать, — и всегда стоит на стороне богоугодного, законного и доброго, сему сочувствует, сим соуслаждается. И никого нет, кто бы не испытывал сего. В обычном состоянии — спокойном — человек стоит на этой стороне, — и рассуждает, и чувствует хорошо. Посмотрите на того, о ком говорим: он ныне в добром духе, — совсем святой, но потом откуда что возьмется, и не узнать его.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием

Соуслаждаюсь закону Бога, то есть внутренний наш человек.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Августин

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием

Заметь, в чем мы свободны, в чем наше удовольствие от закона Божия. Свобода дает удовольствие. Покуда в страхе делаешь то, что праведно, удовольствие твое не от Бога. Покуда делаешь как раб, удовольствие твое не от Бога. Пусть станет оно от Бога, тогда и ты станешь свободен.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блаж. Феодорит Кирский

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием

Внутренний человек означает разум.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 21-23 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих

Я знал добро и до закона, и когда нахожу оное изображенным в письменах, хвалю закон и соглашаюсь с ним по внутреннему человеку, или по уму своему. Но вижу иной закон, то есть грех, который назвал законом потому, что обольщаемые им покорствуют ему и боятся покинуть его, как закон, который должен быть исполнен. Закон этот противоборствует закону ума моего, то есть закону естественному (выше назвал его внутренним человеком, а теперь ясно называет его умом), и одерживает верх, даже делает меня пленником, побеждая и естественный, и письменный закон. Каким образом делает пленником? Законом греховным, то есть силой, мучительством. Не сказал: влечением плоти, или природой плоти, но законом греховным, господствующим в членах моих. Значит, в этом не виновата плоть. Если разбойник займет царский дворец, то дворец нимало не виновен в том. Так и здесь: если в членах моих обитает грех, то от этого плоть не зла. Некоторые подмечают здесь четыре закона: один - Божий, научавший нас приличному, другой - противоборствующий, приходящий к нам по действию диавола, третий - закон ума, то есть естественный, последний - находящийся в членах наших, то есть грехолюбивое произволение и склонность к злу, делающие нас посредством привычки нечувствительными, ожесточенными сердцем.

Толкования на послание к Римлянам.

Амвросиаст

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием

Павел говорит, что душу радует то, чему учит закон. Это внутренний человек, ибо не в душе живет грех, но во плоти, которая грешна от рождения, а по рождению всякая плоть становится грешной… Душа Адама согрешила больше, чем тело, поскольку грех в душе испортил тело. Но в теле живет грех, как у входа в душу, дабы не дать ей того, что она хочет. Если бы он жил в душе, человек не смог бы узнать себя. Теперь же он знает себя и сорадуется закону Божиему.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ст. 22-23 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих

Апостол, по внутреннему человеку, сочувствует требованиям закона Божия, но это сочувствие никогда не может выразиться практически, потому что встречает на пути к этому серьезную помеху - в законе членов. - По внутреннему человеку. Как видно из ст. 23-го, Апостол считает возможным заменять это выражение другим - ум (nouV). Что же такое ум, по Апостолу? Это не только способность различать истину и ложь, доброе и злое, но в то же время нравственное чувство, какое влечет человека к исполнению закона Божия, которое находит удовольствие в этом законе. Апостол называет ум внутренним человеком потому, что при господстве греха над внешним человеком или над плотью эта внутренняя сторона или сила не может найти для себя способа обнаружения во вне. - В членах моих - эта тоже, что во плоти, т. е. в телесно-материальной стороне человеческого существа. - Противоборствующий закону ума. Тут начинается сравнение, взятое из сферы военных действий. Апостол видит двух противников: 1) закон ума (или, что то же, внутреннего человека) и 2) закон членов (или, как далее называет его Апостол, закон греховный). Первый влечет человека к исполнению закона Божия, указывает ему путь к небу, второй - отвлекает человека от этого и влечет в ад. Одолевает в этой борьбе второй закон, и он-то пленяет человека и, как пленника, заставляет, конечно, делать, что ему, закону греха, угодно [Что такое ум по Ап. Павлу - об этом довольно обстоятельно говорит Симон. Высшее начало в человеке - это дух (pneuma), богоподобная сторона человеческого существа. Ум (nouV) есть нечто более узкое, чем дух. Он может быть назван функцией духа. В настоящем (невозрожденном) состоянии он немощен и часто осквернен, непригоден в деятельности. Функциями ума являются мышление и воля; между сферой мышления (интеллекта) и воли как бы образуя мост, стоит нравственное суждение, которое, впрочем, предполагает известную «искусность» ума (Рим. 1:28). Деятельность ума обращена к душе (yuch) - он не функция ее, а сила, которая известным образом упорядочивает деятельность духовных сил].

См. также Толкование на Рим. 7:14