Толкования на Рим. 8:23

Свт. Иоанн Златоуст

Не точию же, но и сами начаток Духа имуще, и мы сами в себе воздыхаем, всыновления чающе, избавления телу нашему

См. Толкование на Рим. 8:22

Свт. Кирилл Александрийский

И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Для доказательства сказанного он принимает то, что происходит в нас по природе, а именно: сами мы, говорит он, имея начаток Духа, в себе стенаем удручённо, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ведь истинно, что тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум (Прем. 9, 15). И хотя в нас некогда появился Дух и Он воссоздаёт в нас стремление к добродетели, но словно бы выступает навстречу любовь к плоти и свирепо восстает поразивший наши члены закон, побуждающий к нелепым похотям. Потому-то мы и стенаем, искупление тела нашего считая усыновлением, ведь жаждем мы не отложения тела, и мы не говорим, что в этом и состоит искупление. Но мы ожидаем, что тело будет духовным, то есть навсегда отбросившим плотские и земные помышления и жало греха; таково, утверждаем мы, тело духовное (cр. 1 Кор. 15:44).

Если же благодать усыновления имеет искупление тела нашего, то пусть уж не клевещут нам некоторые на воскресение и не доходят до такого безумия, чтобы говорить, будто плоть делается отверженной и что она вовсе исчезнет, падши в землю, а воскреснет нечто иное, я имею в виду духовное и воздухообразное; ведь так они понимают это духовное1)

Из катен

Свт. Амвросий Медиоланский

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Мы знаем, что, имея начаток Духа, и мы стенаем, ожидая усыновления, а это усыновление есть искупление всего тела.

Послания.

Свт. Григорий Палама

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

«Начатком Духа» называя освящение и благодать Духа, которую приемлем в божественном крещении, освобождаясь от грехов и обновившись, и туне (без всяких заслуг с нашей стороны) благодатью Христовою бываем оправданы: ибо в этом заключается начаток оных будущих благ. Говоря же «усыновления ожидая», он, показывая, что говорит не о усыновлении на основании крещения, но о оном будущем и совершенном и прочном усыновлении, присовокупляет к сказанному: «избавления (чающе) телу нашему» (там же), т.е. – избавления от страстей (или – «удобоболезненности и страстности») и разрушения (тленности) его; ибо здесь усыновление часто терпит неудачу; в то время, как оное – сущее в пакибытии и воскресении из мертвых, является совершенным и воистину прочным.

Омилия 16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа.

Свт. Феофан Затворник

Не точию же, но и сами начаток Духа имуще, и мы сами в себе воздыхаем, всыновления чающе, избавления телу нашему

Когда говорилось о восстановлении нашего естества во славе чрез воскресение; то, приступая к указанию на восстановление и всей твари, Апостол течением речи говорил: не только мы будем восстановлены и избавлены от тления, но и вся тварь. Но теперь, когда говорит о воздыхании твари о сем избавлении, речь должна идти обратно тому: не только тварь воздыхает о сем, — тварь, не имеющая никаких еще видимых и осязательных задатков того; но и мы, имеющие начаток Духа, как залог будущего обновления, и мы воздыхаем о том, чтобы поскорее избавиться от тления и вступить в полную светлость сыновства Богу в нетленном теле. Исходя из сего нашего воздыхания об уповаемом избавлении, Апостол начинает говорить об уповании, изъясняя свойства его и твердые основания его непоколебимости. Основания сии суть: α) начатки Духа (см.: 8, 23 — 27); β) предвечное определение о спасаемых (см.: 8, 28 — 30); γ) цена воплощенного домостроительства (см.: 8, 31 — 34). Все сии основания держатся на: δ)неотпадающей любви (см.: 8, 35-39).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Марк Подвижник

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Вопрос: Как незадолго пред сим ты сказал, что Дух (Божий) живет внутрь нас совершенно и не принимает от нас приложения; апостол же, напротив, говорит, что мы имеем начаток Духа, а не совершенного Духа?

Ответ: Он сказал: «Начаток», (разумея) не некоторую часть всего, не вводя какое-либо деление Духа; ибо Он не делится и не изменяется, но (сказал так), показывая наше вместилище, не могущее вместить всякое действие Духа иначе, как совершенною заповедью, то есть смертью, поскольку и смерть за истину (Христову) есть заповедь Божия. Как солнце, будучи совершенно, изливает от себя всем совершенную, простую и равную благодать, но каждый, насколько имеет очищенное око, настолько и принимает солнечный свет, так и Дух Святой верующих Ему соделал от Крещения способными к принятию всех Своих действий и даров; однако дары Его действуют не во всех в одной мере, но каждому (даются) по мере делания заповедей, поколику он засвидетельствует благими делами и покажет меру веры во Христа. Посему говорит: «посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче» (Гал.4:6), и: «самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия» (Рим.8:16). А что никто сам собою не истребляет Адамов грех, но только Христос по мере веры в Него, послушай слова апостола, что «Христос умре грех наших ради, по Писанием» (1Кор.15:3); и еще «составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре» (Рим.5:8); и еще «спогребохомся Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем и проч.; и что умерый свободися от греха» (Рим.6: 4,7); и что «благодатию есте спасени чрез веру, а не от дел, да никтоже похвалится» (Еф.2:8,9); и еще: «бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе: якоже чада света ходите» (Еф.5:8); и еще: «мы же несмы рабынина чада, но свободным. Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте» (Гал.4:31; 5:1); и еще: «яко свободни, а не яко прикровение имуще злобы свободу» (1Пет.2:16). Видишь ли, как те подвиги, посредством которых, как ты говоришь, истребляется грех, Писание называет делами обновления, свободы и света? Показывает же и превратные направления самовластия, которые ты называешь Адамовым грехом, ибо иметь свободу как прикровение сердца, точнее же злобы, и оскорблять Духа Святого, «и творить волю плоти и помышлений» (Еф.2:3), «наченше духом, ныне плотию скончаваете» (Гал.3:3), и: «должны есмы не плоти, еже по плоти житы» (Рим.8:12). Зная это и подобное сему, равно и то, что делать или не делать, – зависит от нашего самовластия, Божественное Писание порицает не сатану, и не Адамов грех, но нас. Если же хочешь выслушать разумно, скажу тебе всех главнейшее. Ты разные приражения помыслов (преобразующиеся из одного вида в другой) называешь Адамовым грехом: но вот блаженный Павел очевидно и явственно обличает в сем злоумии нас как виновных, говоря: «не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего» (Рим.12:2). Если же это не (зависит) от нашей воли, но от сатанинского мучительства, и есть остаток Адамова греха, то зачем же мы обличаемся во грехе, подпадая его действию поневоле и будучи мучимы от сатаны? Так и мучиться будем безвинно? Или, может быть, по-твоему, неправеден и Сам Бог, повелевший нам вышеестественное и требующий от нас того, что выше нашей силы? Но это неправда.

Слово 4. Ответ недоумевающим о Святом Крещении.

Прп. Ефрем Сирин

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Но и мы сами, кои имеем смешение духа, - поелику при достижении совершенства не смешение некое является в нас, но всецело усовершает нас Божество, - и мы сами, говорит, имея духа, в этом духе ожидаем искупления тела нашего.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Августин

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Павел говорит, что, хотя мы и служим закону Бога духом, то есть разумом, плоть наша все еще служит закону греха, покуда мы претерпеваем смертельные страдания и соблазны… Ибо усыновление, которое уже произошло с теми, кто поверил, произошло духовно, а не телесно. Тело еще не обрело свое небесное изменение, тогда как дух, обратившийся от заблуждений к Богу, уже изменился через восстановление в вере. Потому даже поверившие ожидают откровения, которое явлено будет в воскресении тела. И это относится к последнему состоянию человека, когда во всем наступит совершенный мир и вечный покой, абсолютно лишенный порчи и страдания (см. Евр. 4:1-13; 3 Езд. 2:34).

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

См. Толкование на Рим. 8:21

Ориген

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Хотя мы знаем, что уже тем самым, что веруем во Христа, нам доставляется спасение, однако спасение это есть пока что в ожидании, а не в созерцании видимого… Если теперь вглядеться, что же нового сообщается этими словами, мы увидим: Но и мы сами, имея начаток Духа… Означает ли это, что, как начатки обмолотого зерна и начатки вышедшего из давильни сока (см. Числ. 18:27) принадлежат к тому же урожаю, что и остальное зерно или вино, так, видимо, и упомянутый здесь начаток Духа есть некий первый из многих прочих святых и блаженных духов?

Или же следует, скорее, понять это согласно тому, как мы рассуждали выше: что есть многие духи служения, служащие ради тех, кто обрел наследие спасения; и всякий верующий как бы вступает в своем служении под их покровительство и попечение, пока не придет время, предустановленное Отцом, то есть пока исполняющий служение не достигнет надлежащего усовершения души? Тогда он, уже превзойдя дух рабства, которого некогда принимал в страхе и который был ему как бы детоводителем, становится достойным принять Духа усыновления - начаток того Духа, через которого усыновленный сможет приобщиться к пребывающим на небесах святым первоначальной Церкви…

Итак, то, что в апостолах воздвигнута обитель Святого Духа, которая превосходнее и славнее, чем в остальных, апостол по заслугам называет «начатком Святого Духа» (см. 1 Кор. 12:4-11)… Он говорит: Мы сами, то есть апостолы, имея начаток Духа, то есть избранные к тому, чтобы стяжать начаток Духа, - даже мы в себе стенаем. Нет такой твари, которая была бы избавлена от страданий и стенаний, коль скоро мы сами, принявшие от Святого Духа высшие, избранные дары в ожидании усыновления, то есть усовершения тех, кого мы посланы учить и наставлять, непременно должны стенать и мучиться, пока не увидим их достигшими такого совершенства, что будут сочтены достойными усыновления… К этому добавим и следующее: тот же апостол говорит о Господе Иисусе Христе, что Он есть рожденный прежде всякой твари (Кол. 1:15).

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Для христиан этот мир подобен морю. Ибо как море, вздымаемое ветрами, производит бурю и штормит для плывущих по нему, так и мир этот, взволнованный замыслами нечестивцев, приводит в смятение разум верующих. И враг делает это так разнообразно, что трудно узнать, чего нужно избегать в первую очередь.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Констанций

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Павел явно свидетельствует о том, что речь идет не только о неразумной и несмысленной твари, поскольку она непричастна Святому Духу, но и о святых, которые угождали Богу согласно природному закону, подобно последователям Моисея. Те же, кто следуют за Христом, обладают начатком Духа, первыми и славнейшими дарами, через которые они обогатят всю землю, а не только теми плодами благодати, какие были до закона и при законе Моисеевом… Когда же апостол говорит: мы в себе стенаем, ожидая усыноновления тела нашего, он хочет сказать, что мы суть одно тело со Христом.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего

Здесь начинается второе доказательство в пользу мысли о будущем прославлении сынов Божиих. - Мы сами, т. е. христиане. - Начаток Духа. Здесь слово Духа представляет собою обозначение того, в чем состоит начаток (эта т. н. genitiv. epexegeticus). Мы, христиане имеем. Духа Св. как начаток, первый дар из всех, нас ожидающих в будущей жизни, благ. - В себе стенаем, т. е. внутри, молча, не обнаруживая своей скорби, как неразумная природа. - Усыновления. Хотя верующие уже имеют это благо (15 и ст.), но только как внутреннее сознание, и как известное право, которое еще не осуществлено вовне и в полном виде. - Искупления тела нашего, т. е. освобождения его от всех несовершенств настоящей фазы его существования или, лучше, от тления (ст. 21), когда оно станет телом нетленным (Флп. 3:21; 2 Кор. 5:2 и сл.; 1 Кор. 15:51). Это совершится или через воскресение (для умерших 1 Кор. 15:42 и сл.), или через изменение для тех, кто доживет до 2-го пришествия Христа (1 Кор. 15:52).

См. также Толкование на Рим. 8:19

1) Вероятно, святитель полемизирует здесь с крайним спиритуализмом оригенистов, отрицавших воскресение земного тела, что опровергал и свт. Епифаний Кипрский в «Анкорате», гл. 87–100