Толкования на Рим. 10:4

Свт. Иоанн Златоуст

Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему

См. Толкование на Рим. 10:1

Свт. Климент Александрийский

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Иудеи не знали воли закона и ее не исполняли, принимая за нее то, что сами делали. И в законе они видели не пророческое слово, а пустое, и следовали ему из страха, а не по душевному расположению или вере.

Строматы.

Свт. Феофан Затворник

Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему

Не разумели, говорит, правды Божией, потому что не разумели силы закона и, приняв неправые понятия о той и другом, свою правду составили, за которую и стоят, не покоряясь проповедуемой нами правде о Христе Иисусе. Если бы они уразумели силу закона, то в конце его узрели бы Христа Господа и не стали бы отвергать Его, когда Он проповедуется. Закон и устройством своим указывал на грядущего Христа, и словом своим возвещал о Нем. Почему Христос есть последняя цель закона, и кто верует во Христа, исполняет то, для чего дан закон, и делает то, что в нем закон достигает своей цели — приемлет кончину свою. В сем смысле блаженный Феодорит пишет: «вера в Господа не противна закону, но и весьма согласна с ним; закон путеводствовал нас ко Владыке Христу. Посему верующий во Владыку Христа исполняет назначение закона».

Но это некоторым образом отвлеченная кончина закона во Христе; а в Нем есть, сверх того, и действительная кончина закона, о чем говорят следующие за сим слова: в правду всякому верующему. Закон имеет целию делать праведными, и кто бы исполнил его как должно, был бы праведен. Но на такое исполнение никто не был силен. Силу на это подает лишь Христос тем, которые веруют в Него; и они, прияв сию силу, делаются истинно праведными по всей широте закона: и оправдание получают, в чем погрешили против закона, и силою облекаются действовать во всем сообразно с законом. Так Христос есть в правду всякому верующему, то есть в дарование правды веры ради; почему есть и кончина закона. Праведность верою во Христа есть настоящая законная праведность; а праведность законная одна, без веры во Христа, не есть настоящая праведность. Были праведные и под законом, но лишь ради того, что веровали в грядущего Христа. Не будь сего, не быть бы им праведными. А теперь праведны законно все те, которые веруют в пришедшего уже Христа Господа. Праведность одна и там и здесь. Не уразумели сего иудеи, и по своему смышлению, составив себе обманчивый облик праведности, правде Божией о Христе Иисусе не покоряются, и остаются вне праведности, хотя ревнуют по ней. Святой Златоуст говорит: «заметь благоразумие Павлово! Поелику то и другое, закон и Евангелие, назвал он правдою; то верующие иудеи могли подумать о себе, что они имеют одну правду, а лишены другой и потому обвиняются в беззаконии, а неверующие иудеи могли надеяться исполнить правду и потому могли сказать: если мы доселе не исполняли, то, без сомнения, исполним. Смотри же, что делает Апостол! Он доказывает, что праведность одна, что законная праведность заключается в праведности по вере; и кто приобрел праведность по вере, тот исполнил и праведность законную; а кто отверг первую, тот лишился и последней. Ибо если конец закона есть Христос, то не имеющий Христа, хотя и думает иметь праведность, однако ж не имеет оной; а имеющий Христа хотя не исполнил закона, все приобрел. Цель врачевания — здравие. Как тот, кто может сделать здоровым, хотя и не владеет искусством врачебным, всем владеет, а не умеющий вылечивать, хотя и думает действовать по искусству, ничего не имеет: так должно сказать о законе и вере. Кто имеет веру, тот достиг цели закона; а кто вне веры, тот чужд и веры, и закона. Ибо чего хотел закон? Сделать человека праведным. Но он не мог сего сделать; потому что никто не исполнил закона. Таков был конец закона; к тому все клонилось, для того все было введено, и праздники, и заповеди, и жертвы, и все прочее, чтобы человек тем оправдался. Но сей цели достиг вернее Христос чрез веру. Итак, не бойся, говорит Апостол, что, приступив к вере, ты преступил закон. Ты тогда преступаешь закон, когда для закона не веруешь во Христа. Когда же веруешь в Него, тогда исполняешь и закон, даже в гораздо большей мере, чем велено в законе; потому что ты приобрел гораздо большую праведность».

Когда сказал Апостол: всякому верующему, — то тем уничтожил всякое различие по рождению и крови. Кто ни будь, только уверуй во Христа, и в тебе совершится кончина закона, то есть и ты будешь праведен. «Прекрасно сказал Апостол: всякому верующему; потому что объял все естество человеческое: будет ли кто еллин или варвар, но, если уверует, улучит спасение» (блаженный Феодорит).

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Свт. Геннадий Константинопольский

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Христос исполняет назначение закона, даруя всем приходящим к Нему оправдание через веру в Него.

Фрагменты.

Сщмч. Ириней Лионский

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Как же может Христос быть завершением закона, если Он не был и началом его? Ибо Кто положил конец, Тот сотворил и начало.

Против ересей.

Прп. Ефрем Сирин

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Ибо конец закона, который имеют, есть Христос. Сказал именно: пришел. И вот пришел (Христос) и утвержден (закон); однако ж не теми, кои ищут правды (законной), но теми, кои веруют в правду.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Так как по истине назвал праведностью ту праведность, которая от закона, то дабы, с одной стороны, уверовавшие из евреев не сказали: значит, мы сделались преступниками, когда оставили эту праведность, а с другой - не уверовавшие не могли сказать, что хотя теперь не выполнили они праведности по закону, однако могут совершенно выполнить ее после, апостол, устраняя ту и другую мысль, говорит: конец закона Христос. Чего желал закон и не совершил, то совершил Христос, то есть оправдание человека. Поэтому не говори, уверовавший из евреев, что ты сделался преступником закона, напротив, ты познал волю закона, совершившуюся посредством веры во Христа. С другой стороны, и ты, не уверовавший еще иудей, не надейся сам совершить праведность по закону: совершитель ее Христос. Итак, если хочешь получить праведность, прими Христа верой и будешь иметь все.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

«Ибо Христос - конец закона», то есть завершение закона и праведность есть Христос, но для верующих. Неверующие же, поскольку не имеют Христа, не имеют завершения закона; и потому не могут достичь и праведности.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Севериан Габальский

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Христос не есть часть закона, но как бы начало другой жизни. Он потому назван совершением закона, что Он стал концом закона, то есть прекратил его.

Фрагменты.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Апостол сам раскрывает, в чем состоит неведение Иудеев, по которому они не уразумели праведности Божией: они не уразумели, что Христос, которого они отвергли, есть конец Моисеева закона; что Христос есть последняя цель, к которой руководил Моисеев закон; что только чрез веру в Иисуса Христа достигалась по истине та праведность, которой требовал сей закон. Моисеев закон учил Иудеев искать праведности чрез веру в обетованного Искупителя; только эта вера давала закону силу оправдания; а без этой веры закон Моисеев сам собою не мог оправдывать. Поэтому святой Павел в послании к Галатам говорит: закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся; пришедшей же вере, уже не под пестуном есмы (Галат. 3:24, 25). «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя». Этого Иудеи и не понимали, что закон есть только детоводитель ко Христу, а сам не доставляет праведности, и только чрез веру во Христа достигается праведность или оправдание пред Богом; потому они упорно держались за пестуна, и не пошли ко Христу, и не уверовали в Него.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего

Потому что… Апостол этим доказывает, что непослушание иудеев Христу происходило от непонимания ими праведности Божественной, о которой свидетельствовал закон. Закон указывал на Христа; во Христе явилась пред нами праведность, на которую закон указывал, как на идеал, и дается она каждому, кто верует во Христа. Правильно понимаемый закон должен бы служить евреям детоводителем ко Христу, чтобы они могли оправдаться через веру в него. - Таким образом, выражение конец закона правильнее заменить другим выражением: цель закона, как понимали это место и другие толкователи (И. Злат., Феодорит, Феофилакт). Такой перевод соответствует и смыслу поставленного в греч. тексте выражения (teloV nomou). Но каким образом закон мог указывать на Христа, как на свою собственную цель? В законе начертан идеал праведности. Так как этот идеал начертан Самим Богом, то он непременно должен осуществиться. Между тем люди собственным опытом убедились в том, что никто из них не в состоянии осуществить этот идеал своими силами (Рим. 3:20). Поэтому явился Христос, Который и осуществил его. Уже на основании этого Апостол мог сказать, что Христос - цель закона. Но этого мало. Закон не достиг еще вполне своего назначения, когда один человек осуществил его предписания, - закон дан для всех. И вот Христова праведность, исходя от Христа, переходит на всех верующих в Него. Таким образом, Христос является целью закона в полном смысле этого слова, и вместе с тем, пожалуй, концом его, потому что окончательно осуществляет цель закона - оправдание человека.

См. также Толкование на Рим. 10:1