Толкования на Рим. 12:9

Свт. Иоанн Златоуст

Любы нелицемерна: ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому

Сперва упомянув о главном роде вспомоществования - учением и увещанием (все это более необходимо, так как служит пищею душе), потом уже переходит к вспоможению деньгами и всем иным. Затем, научая, как можно успеть в этих добродетелях, представляет их мать - любовь. Именно говорит: любы нелицемерна (ст. 9). Если будешь иметь любовь, то не почувствуешь ни траты денег, ни телесного труда, ни тяжести учения, ни пота и служения, но все будешь переносить мужественно, потребуется ли помочь ближнему телесными трудами, деньгами, словом или иным чем. Как (апостол) требует не одного только подаяния, но в простоте, не одного начальствования, но с усердием, не одной только милостыни, но с радушием, так он не просто требует и любви, но любви непритворной, а такова истинная любовь, и если это будет, все прочее последует само собою. Ведь оказывающий милосердие если оказывает его с радушием, дает себе самому; начальствующий, если начальствует усердно, доставляет пользу себе самому и подающий, если подает со щедростью, наделяет себя самого. А так как любовь бывает и в худых делах, например, любовь людей развратных или думающих только о деньгах и хищениях, или предающихся пьянству и пирам, то (апостол), очищая любовь от этого, говорит: ненавидяще злаго. И он не сказал: удаляйтесь зла, но: ненавидьте его, и не просто ненавидьте, но весьма сильно ненавидьте. Предлог apo во многих местах (у апостола) означает усиление, так, например, в словах: apokaradokia - заботливость (Рим. VIII, 19), apekdecomenoi - ожидая (1 Кор. I, 7) и apolutrwsiV - искупление (Рим. III, 24). Так как многие, хотя и не делают зла, но имеют злые пожелания, то (апостол) и сказал: apostugounteV - отвращайтесь с ненавистью. Он хочет, чтобы наши помышления были чисты и чтобы мы имели в отношении к пороку полную вражду, ненависть и войну. Из того, что я сказал вам, говорит (апостол), - возлюбите друг друга - не заключайте, что я предлагаю и в худых делах содействовать друг другу. Я предписываю вам совершенно противоположное - чуждаться зла не только делом, но и расположением, и не только чуждаться такого расположения, но и совершенно отвращаться зла и ненавидеть его. Но (апостол) не довольствуется только этим, а требует упражнения в добродетели, говоря: прилепляйтеся благому. Не сказал - делайте добро, но - будьте расположены к нему; это он выразил, повелев прилепляться. Так Бог, сопрягая мужа и жену, сказал: прилепится к жене своей (Быт. II, 24).

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Любы нелицемерна: ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому

Любовь нелицемерная должна составлять душу и всех пред сим показанных действий, как изъясняет святой Златоуст: «Апостол, научая, как можно преуспевать в тех добродетелях, представляет матерь их — любовь. Если будешь иметь любовь, то не почувствуешь траты от денег, ни телесного труда, ни тяжести при научении других, ни пота при служении; напротив, все перенесешь мужественно, потребуется ли помощь ближнему телесными трудами, деньгами, словом или иным чем». Но она должна составлять душу и всех христиан во всех их действиях, служа отличительною чертою истинного христианства, как Сам Господь указал: о сем разумеют ecи, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Сознание, что так должно быть, глубоко лежит в сердце христиан, и все стараются являть себя и словом и делом любящими других. Но как показывание себя любящим не всегда исходит от любящего сердца, то Апостол и приложил: любовь да будет нелицемерною, то есть не внешно только показывайте любовь, но, главное, в сердце ее питайте. Святой Златоуст и говорит далее: «как Апостол требует не просто подаяния, но в простоте, не просто начальствования, но со тщанием, не просто милостыни, но с радушием; так не просто же требует он любви, но любви непритворной. Ибо такова истинная любовь; а если она такова, все прочее последует само собою».

Апостол не заповедь любви предписывает: это у него есть общепризнанная истина. Но указывает качество любви, в виде предостережения от уклонения к неправости в сем главном деле. Любовь печатлеется в сердце вместе с принятием возрождения, которое созидается на разрушении самости, как в другом месте пишет Апостол: любы Божия излился в сердца наша Духом Святым (5, 5). Но потом возможно, что самость опять прокрадется в сердце и, оставляя на деле внешнюю любезность, ослабит любовь сердца или совсем изгонит ее оттуда и займет ее место. Тогда любовь хоть видна будет в делах, но будет уже лицемерная. Вот от сего и предостерегает Апостол.

Ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому. Под злым и благим не люди разумеются, а злое и благое — дело, слово, помышление, всякое зло и всякое добро. Что в поведении христиан не должно ничего быть худого, укорного и зазорного, а напротив, они должны быть святы и непорочны во всем житии своем, об этом и говорить нечего. Но требуется не одно поведение, чуждое греха и полное добродетели, но сердце, с ужасом отвращающееся от всего худого и пламенно любящее все доброе. Как это не всегда бывает, то Апостол и напоминает о сем особою заповедию. — Святой Златоуст говорит: «Апостол велит не удерживаться только от зла, но ненавидеть оное, и не просто ненавидеть, но с ужасом отвращаться от него. Поелику многие хоть не делают зла, но имеют злые пожелания; то Апостол сказал: отвращайтесь с ужасом. Он хочет, чтоб наши помышления были чисты, чтоб мы объявили пороку явную вражду, ненависть и войну. Поелику я предписал вам, говорит Апостол, любить друг друга; то не заключайте из моих слов, что велю и в худых делах содействовать друг другу. Я предписываю вам совершенно противное: чуждаться зла не только делом, но и расположением; и не только чуждаться злых расположений, но и всячески отвращаться зла и ненавидеть оное. И сим еще не довольствуется Павел, но требует упражнения в добродетели, говоря: прилепляйтеся благому. Не сказал: делайте добро, — но: будьте привержены к оному; ибо сие выразил он, повелев прилепляться к добру. Так Бог, сопрягая мужа и жену, сказал: прилепится к жене своей (Быт. 2, 24)».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру

См. Толкование на Рим. 12:6

Блаж. Феофилакт Болгарский

Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру

Любовь да будет непритворна

Показывает, чем довершается все, прежде сказанное, и говорит: любовь да будет непритворна. Ибо такова истинная любовь, а с нею удобно совершится все: благотворитель будет благотворить охотно, доставляя ближнему, как самому себе; начальник будет начальствовать с усердием, подвизаясь за ближнего, как за самого себя, и так далее.

Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру

Выше сказал о любви. Но так как и любовь бывает во вред, например, между людьми, соглашающимися на грабительство, и тому подобное; то присовокупляет: отвращайтесь (άποστυγοΰντες) зла, то есть ненавидя зло от души; ибо предлог (από) указывает на ненависть сильную и всем сердцем. Немало таких, которые хотя не делают зла, однако желают его. Поэтому, говорит, я требую, чтобы ненавидели зло всем сердцем, чтобы душа очистилась. Поскольку я, говорит, предписал вам любить друг друга, то не думайте, будто я возбуждаю вас содействовать друг другу и в худых делах. Совершенно напротив, я желаю, чтобы вы чуждались не только худого дела, но и всякого душевного расположения к нему. Не достаточно удаляться зла, но должно еще прилежать к деланию добра. Поэтому сказал: прилепляйтесь к добру, то есть имейте к нему расположение и любовь. В таком смысле и Бог, соединяя мужа с женой, сказал: прилепится к жене своей (Быт. 2:24).

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру

Я полагаю, что всякая любовь, которая не сообразна с Богом, является притворной и ненастоящей. Ибо Творец души, Бог, наряду с прочими добродетелями вложил в нее стремление любить, дабы она угождала Богу и любила то, чего хочет Бог. Если же таково назначение любви, то во всяком, кто любит нечто иное, нежели любимое Богом и угодное Ему, любовь притворна и поддельна. И если некто любящий ближнего своего видит, что тот заблуждается, однако не увещевает и не наставляет его, такую любовь следует назвать притворной. И потому любовь не должна заключать в себе ничего льстивого, ничего приукрашенного. Как и сам апостол говорит в другом месте: Любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). «Питайте ненависть ко злу», прилепляйтесь к добру. Быть может, кому-то покажется удивительным, что среди прочих добродетелей апостол признает также ненависть; более того, он считает ее необходимой. Отсюда явствует, что душе свойственно испытывать чувство ненависти и даже похвально ненавидеть пороки, ненавидеть грехи (см. Пс. 96:10; Притч. 8:13; Ам. 5:15). Ибо любить и хранить добродетели возможно, лишь ненавидя пороки. Например, если некто намеревается хранить стыдливость, он может уберечь ее в целости не иначе, как питая ненависть и отвращение к бесстыдству.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру

Любовь да будет непритворна. Апостол, восходя к главному началу христианской деятельности, как бы так говорит: любовь ваша ко всем должна быть истинная, а не видимая только, должна быть искренняя, а не притворная. Об этой любви говорит Иоанн Богослов: не любим словом, ниже языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:8). Это свойство истинной, христианской любви святой Павел объясняет в следующих словах:

Ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому. «Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Вот чего требует нелицемерная, или непритворная любовь: не только не делайте зла ближнему, но и не помышляйте о том, чтобы сделать зло другому, не питайте худых намерений против ближних; питайте отвращение ко всяким худым делам и намерениям. Напротив, охотно делайте добро каждому человеку: привыкайте делать добро так, чтобы это было для вас необходимою потребностью; чтобы ваша душа всегда искренне стремилась делать добро и находила как бы насущную пищу для себя в делании добра.

Таково свойство истинной христианской любви. В ком есть такая непритворная, истинная любовь к ближним, по заповеди Спасителя: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. 22:39), тот отвращается зла и прилепляется к добру; потому что он питает в себе любовь ко всем, любит и врагов своих, благословляет проклинающих его, благоволит ненавидящим его, молится и о тех, которые обижают и гонят его (Мф. 5:44); потому что он любит Бога всем сердцем своим, и Ему старается подражать в любви к другим, как своему первообразу.

Такая любовь, по заповеди Господа, должна простираться на всех ближних: потому, без сомнения, и святой Павел внушает непритворную любовь ко всем людям, кто бы они не были, Иудеи или язычники, расположенные к нам или нерасположенные. Никому не должны мы ни делать, ни желать зла; а, напротив, должны искренно желать всем всякого добра, какое кому благопотребно, и охотно делать им добро, какое только можем делать по нашим силам, средствам и обстоятельствам, помышляя о беспредельной Божеской любви к нам.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте

От разных служений - даров - Апостол переходит теперь к обычным христианским добродетелям, между которыми ставит на первом месте любовь. Эта любовь должна быть непритворной. Она отвращается поэтому от зла, обличает зло даже и в любимых существах. Для нее выше всего - добро, которое она умеет везде, найти и оценить. В отношении к братьям по вере должна появляться любовь, соединенная с нежностью. Она соединяется также с уважением к ближнему. Каждый из нас должен стараться подавать пример такого уважения.

См. также Толкование на Рим. 12:3