Толкования на Рим. 14:20

Свт. Иоанн Златоуст

Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему

См. Толкование на Рим. 14:19

Свт. Климент Александрийский

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Неразумно после наслаждения Словом сильно удивляться и волноваться из-за того, что предлагается на общественных пиршествах.

Педагог.

Свт. Феофан Затворник

Не брашна ради разоряй дело Божие. Вся бо чиста, но зло человеку претыканием ядущему

Дело Божие — то, что Он хощет всем спастися (ср.: 1 Тим. 2, 4). А ты неразумным пользованием свободою относительно яств разоряешь сие дело, понуждая или увлекая его есть то, что не одобряет его совесть, и тем губя его; ибо оскорбление совести есть зло пагубное. То правда, что все чисто, как ты веруешь; но ты, вкушая все на претыкание и соблазн брату, делаешь зло, — зло себе самому, ибо: горе человеку, имже соблазн приходит (ср.: Мф. 18, 7). Святой Златоуст говорит: «делом Божиим Апостол называет спасение брата и увеличивает страх, доказав, что соблазняющий брата делает противное тому, о чем заботится. Ты не только не созидаешь, как думаешь, говорит Апостол, но разоряешь, и разоряешь не человеческое дело, а Божие; и притом разоряешь не для чего-либо важного, но для маловажной вещи — брашна ради. Если ты принудишь и он станет есть, ни малой не будет в том пользы (а вред: ибо он будет есть с оскорблением своей совести). Не яства делают нечистым, а расположение, с каким есть. Посему ежели не исправишь расположения, то весь твой труд напрасен и вреден. Иное дело почитать что нечистым, и иное есть, что почитаешь нечистым. В последнем случае грешишь ты вдвое, своим спором усиливаешь предрассудок и заставляешь есть нечистое (то есть почитаемое таковым наперекор совести). Доколе не убедишь, дотоле не принуждай».

Слова: претыканием ядущему — можно принять в таком смысле: зло человеку, который ест с претыканием, несмотря на то, что совесть несогласна на сие. Толкование святого Златоуста на это более направлено.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Все чисто, как сказал я, но худо человеку, который чрез (на) совесть и соблазн других ест.

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Ради пищи не разрушай дела Божия

Делом Божиим называет спасение брата. Итак, не разрушай оного, стяжанного для него Богом, и притом ради пищи, то есть нежеланием воздерживаться от свиного мяса, чтобы получить себе пользу.

Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Сделав строгое запрещение совершенному, убоялся, чтобы немощный не утвердился в худых мыслях. Поэтому опять обращается к догмату и говорит, что все чисто, но худо для того, кто ест с худой совестью и после того, как соблазнился. Ибо несовершенный, почитающий свиное мясо нечистым, если ест его по принуждению, больший терпит вред. Поэтому сначала ты должен вразумить его, что все чисто.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

То, что по природе не является нечистым, может стать худым и нечистым по той причине, что некто считает его таковым и так воспринимает его, словно оно нечисто. Вследствие этого именно для того, кто так считает, оно становится худым или нечистым. Отсюда апостол делает тот очевидный вывод, что нечистота и скверна заключены не в самих вещах или видах пищи, но в неправедных поступках и помыслах.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Экумений

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Бог крестом воздвиг ближнего; так что ты ниспровергаешь здание Божие.

Фрагменты.

Амвросиаст

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Человек есть дело Божие по творению, и еще дело Божие по восстановлению в обновлении. И пища - дело Божие, однако не человек для пищи, но пища для человека. В этом большая разница.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн

Дела Божия (ἔργον τοῦ θεοῦ) - это Церковь (ср. 1 Кор. 3:9). - Который ест на соблазн, т. е. сильный в вере, который ест мясо и этим соблазняет немощного своего брата. - Худо человеку, т. е. грешно тому, кто так поступает, хотя самая пища не имеет никакой нечистоты в себе.

См. также Толкование на Рим. 14:13