Толкования на Рим. 14:23

Свт. Иоанн Златоуст

А сомняяйся, аще яст, осуждается, зане не от веры: всяко же, еже не от веры, грех есть

А сомняяйся, аще яст, осуждается (ст. 23). Опять (апостол) увещевает щадить немощного. Какая польза есть с сомнением и осуждать самого себя? Я одобряю того, кто ест и ест без всякого сомнения. Видишь ли, как он ведет его к тому, чтобы не только ел, но и ел с чистою совестью. Потом объясняет и причину, по которой осуждается, присовокупляя: зане не от веры, т.е. осуждается не потому, что нечисто, но потому, что не по вере, так как не был уверен, что это чисто, но думал, что прикоснулся к нечистому. А этим (апостол) вразумляет их, сколько они делают вреда, принуждая других без предварительного убеждения прикасаться к тому, что, по их мнению, нечисто, и желает хотя этим удержать их от укоризны по отношению к немощным в вере. Всяко же, еже не от веры, грех есть. Когда, говорит, он не убежден и не верит, что чисто, то как не согрешить ему? Все же это говорится Павлом относительно настоящего предмета, а не вообще. И смотри, сколько он заботится, чтобы не соблазнить другого? Выше говорил: аще брашна ради брат твой скорбит, уже не по любви ходиши. А если не должно огорчать, тем более не должно соблазнять. И еще: не брашна ради разоряй дело Божие. Если разорить церковь и преступно, и нечестиво, но тем более разорить храм духовный, - ведь человек честнее церкви, так как Христос умер не за стены, а ради этих храмов.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Василий Великий

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

Если все, что не по вере, грех, как говорит апостол, вера же от слушания, а слушание от слова Божиего, то все, что не по боговдохновенному Писанию - не по вере и потому грех.

Нравственные правила.

Свт. Григорий Нисский

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

Все, что не устремляет своих взоров на Христа, будь то слово, или дело, или мысль, взирает на нечто совершенно противоположное Христу. Ибо невозможно, чтобы рожденный вне света и вне жизни не пребывал бы в совершенной тьме и смерти. Рожденный вне Христа - во тьме и смерти и мыслит что-либо, и делает, и говорит.

О христианском совершенстве.

Свт. Феофан Затворник

А сомнящийся, аще яст, осуждается, зане не от веры; всяко же, еже не от веры, грех есть

Ты блажен, вкусишь ли или воздержишься, потому что то и другое можешь делать с покойною совестию. А несчастен тот, кто не убежден, что можно есть и то и то, а напротив, думает, что едва ли нужно так делать, и, несмотря на то, яст не от веры, без удостоверения своей совести, что так можно. Совесть и мятется, лишает его покоя, не дает вкусить того блаженства, которое есть удел тех, которых не осуждает совесть за их поступки. Следовательно, ты делаешь ему зло. «Опять увещевает щадить немощного. Какая польза есть с сомнением и осуждать самому себя? Я одобряю того, кто ест, и ест без всякого сомнения. А кто сомневаясь ест, осуждается. Причина тому: зане не от веры. Осуждается не потому, что нечисто, но потому, что не с верою, потому что не был уверен, что это чисто, но думал, что прикасается к нечистому. А сим Апостол вразумляет, сколько делают вреда, когда принуждают неубедившихся прикасаться к тому, что, по их мнению, нечисто, и желает хотя сим удержать их от того, чтобы они не укоряли немощных в вере» (святой Златоуст).

Всяко же, еже не от веры, грех есть. Это общее положение на все случаи, на котором основываются и все наставления святого Павла. Отсюда следует, что все обязаны ясную иметь совесть относительно того, что предпринимают и делают, чтобы все делать с ясным сознанием правости дела. Святой Златоуст учит: «настоящая жизнь есть поприще; на всяком шагу нужно иметь множество глаз, — и не должно думать, что для оправдания достаточно неведения. Будешь, непременно будешь наказан и за неведение, если оно не простительно. И иудеи были в неведении, однако ж их незнание не поставлено им в извинение. И язычники были в неведении, однако же не имеют оправдания. Когда не знаешь того, что знать невозможно, ты не будешь виновен. А когда того не знаешь, что можно и удобно познать, понесешь крайнее наказание. Притом же ежели не будем слишком беспечны, то употребим все возможные меры; Бог подаст нам руку и в неудобопознаваемом. Так Павел говорил филипписийцам: аще ино что мыслите, и сие Бог вам открыет (Флп. 3, 15)».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

Но дабы остановить нетвердого, чтобы не зашел далеко в этом отношении, сказал: разсуждающий же (сомневающийся), если поест, осуждается, потому что не по вере ест. А чтобы остановить и самих верующих, прибавляет: Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15:1).

Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.

Прп. Иустин (Попович)

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

А в нашем человеческом мире всякое благо человеку — от Богочеловека, от веры в Него. Отсюда благовестие всех благовестий: Все, что не по вере, грех, то есть все, что не от Богочеловека и не по Богочеловеку — грех.

Из писем.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

Кто сомневается, говорит, и ест не убедившись, тот осуждается. Почему? Не потому, чтобы пища была нечиста, но потому, что не был уверен, что она чиста, и думал, что прикасался к ней, как нечистой. Кто не убежден и не верит, что пища чиста, но ест ее с лукавой совестью, тот, конечно, грешит.

Толкования на послание к Римлянам.

Амвросиаст

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

Верно, что тот, кому есть не следует, но ест, осуждается. Ведь он сам осуждает себя тем, что делает то, чего не следует делать. Ибо не по вере. Не по вере ест тот, кто думает, что нельзя, и ест. А все, что не по вере, является грехом. Павел правильно называет грехом то, что делается не так, как должно быть (см. Ин. 8:9; 1 Тим. 1:5; Евр. 13:18; Сир. 14:2).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Констанций

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

Если кто-нибудь станет судить о другом и скажет: «Если он ел, он поистине осужден», то он не имеет веры и осуждается, потому что не по вере. Ибо не по вере, если ты осуждаешь другого из-за того, что ты постишься, а он ест.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех

Апостол видит два типа людей: одни - люди верующие глубоко и искренно во Христа. Все, что делают эти люди, исходит из сердца, которое в свою очередь получает побуждения от Христа. Значит, дела этих людей - святы. Другие - люди колеблющиеся, погруженные в сомнения. Все, что эти люди делают, идет, следовательно, не от веры и не от Христа, а от их земных, плотских рассуждений. Между тем плоть побуждает человека именно к греховным поступкам. Ясно, что здесь речь идет о вере во Христа, о настоящей сильной христианской вере, как твердой уверенности во Христе. Все, противоположное такой вере, естественно должно принадлежать не к области христианской святости, а к области греха.

См. также Толкование на Рим. 14:13