Толкования на Рим. 16:10

Свт. Иоанн Златоуст

Целуйте Апеллия искусна о Христе. Целуйте сущия от Аристовула

См. Толкование на Рим. 16:8

Свт. Феофан Затворник

Целуйте Апеллия искусна о Христе. Целуйте сущия от Аристовула

Апеллия искусна, δόκιμον, — или искусного, хорошо умеющего и проповедовать веру, и утверждать в ней, и защищать ее, и вообще вести все дела о Христе Господе; или испытанного, так что на него во всем положиться можно; ибо он делом доказал, что искренно верует, искренно предан делу веры и всем верующим. «Вот свидетельство высокой добродетели; ибо не иметь ничего поддельного — верх доброты» (блаженный Феодорит). «Ничто не равняется с этою похвалою — быть неукоризненным и не подавать даже повода к укоризне в делах по Богу. И когда Апостол называет Апеллия искусным о Христе, выражает тем все добродетели. — Почему Апостол не употребляет в приветствиях своих таких выражений: государя моего такого-то, господина моего? Потому, что Апостольская похвала важнее этой. В той выражается одна честь, а в Апостольской похвале выражаются добродетели. И Апостол не без разбора почтил их оною, приветствуя многих низших наряду с высшими и знаменитыми. Тем, что приветствует их, и приветствует вместе с другими в том же Послании, Апостол оказал всем равную честь; а тем, что каждого хвалит в особенности, представил нам собственную каждого добродетель. И это делает для того, чтоб не породить зависти, почтив одних и не почтив других, а также чтоб не смешать недостойных с достойными и не довести до нерадения, удостоив той же чести всех и не равно достойных» (святой Златоуст).

Память его 31 октября <13 ноября>, вместе с предыдущими тремя. Апостол из 70-ти. Епископ в Ираклии от апостола Андрея, — по многих трудах и подвигах блаженную свою душу предал в руки Господа.

Целуйте сущия от Аристовула. — «Эти, вероятно, были не таковы, как прежние, потому и не помянул о них поименно» (блаженный Феодорит). Были верующие, но ничем не отличавшиеся. Разумеются или семейные его с слугами, или и все родные. Или так: «у Аристовула были собрания братии о Христе. Желая показать, сколько одобряет дело его, он удостоивает приветствия собиравшихся у него» (Амвросиаст).

Непонятно, почему самому Аристовулу не положено приветствия. Может быть, его самого не было тогда в Риме, а одни сущие от дома его. Аристовул — Апостол из 70-ти. Был епископом в Британии, где по многих трудах и страданиях скончался. Память его 31 октября<13 ноября>, вместе с четырьмя предыдущими.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова

Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе

То есть безукоризненного и беспорочного во всем, а некоторые говорят, что это сказано в отличие от другого какого-то Апеллеса, не заслуживающего одобрения.

Приветствуйте верных из дома Аристовулова

Эти, вероятно, были не таковы, как прежние, почему и не упомянул о них поименно.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова

Поскольку в писаниях апостола ничто не добавляется и не отнимается без причины, то члены дома и семьи Аристовула не названы ни возлюбленными, ни достославными, ни соработниками во Христе не случайно, но, вероятно, потому, что не имели никаких таких заслуг; и поэтому апостол почтил их всего лишь приветствием.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова

Апеллеса Павел приветствует не как друга или соработника, но как прошедшего испытания и найденного верным Христу. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. Этот Аристовул, как можно понять, был объединителем братьев во Христе. Павел столь высоко это ценит, что счел достойным приветствовать всех, кого Аристовул объединяет.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П.

Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова

Из дома Аристовулова. О самом Аристовуле Апостол не упоминает, вероятно, потому, что тоже был христианином. Может быть, это был принц из дома Ирода, некоторое время живший в Риме, а потом уехавший в Иерусалим, оставив свой дом в Риме на попечение рабов своих.

См. также Толкование на Рим. 16:3