Толкования на Тит. 2:5

Свт. Иларий Пиктавийский

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Этот учитель язычников, ради живущего и говорящего в нем Христа избранный наставником Церкви, знал о будущем возникновении болезни порочного красноречия и о грядущем неистовстве обольстительного и пагубного учения против здравых слов истины. Предвидел он и то, что порча нечестивых измышлений, содержащаяся в этом учении, расползаясь даже до самых оснований души, приведет к великому злу. Потому и сказал: и слово их, как рак, будет распространяться (2 Тим 2:17), всегда подкрадываясь к здравым умам и заражая их превратным образом мыслей. По этой причине апостол и хотел, чтобы епископ обладал сознательной верой, умением наставлять в истинном учении и знанием доводов, позволяющих отстоять его от нечестивых, лживых и сумасбродных мнений.

О Троице.

Свт. Феофан Затворник

целомудренным, чистым, домы добре правящим, благим, покоряющимся своим мужем, да не слово Божие хулится

См. Толкование на Тит. 2:3

Прп. Икумений Триккский

целомудренным, чистым, домы добре правящим, благим, покоряющимся своим мужем, да не слово Божие хулится

См. Толкование на Тит. 2:1

Прп. Ортисий Тавеннский

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

Посему, человече, [всех], до последней вверенной тебе души, непрестанно увещевай и учи святому, а сам являй пример добрых дел. Остерегайся полюбить одного и возненавидеть другого; напротив, обращайся со всеми равно, а то вдруг Бог возненавидит того, кого ты предпочел, а ты возненавидишь того, кого Бог возлюбил.

Свидетельство.

Блж. Августин

ст. 5-8 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем, показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого

[Павел говорит:] если речь идет о нас, нам достаточно нашей совести. Что касается вас, наше доброе имя среди вас должно не очерняться, а иметь влияние. Усвойте то, что я сказал, а также обратите внимание на различие. Совесть и доброе имя - две разные вещи. Совесть - для тебя, а доброе имя - для ближнего. Тот, кто, доверяя своей совести, пренебрегает добрым именем, жесток, особенно если рассматривать его с позиции, о которой говорит апостол, обращаясь к своему ученику: По отношению ко всем добрых дел в себе показывая образец.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми

Жена, любящая мужа, и целомудренна будет, и непорочна, то есть и телом и мыслью чиста и от смешения с сторонними, и от похотливого пожелания; а также будет хорошей правительницей дома, то есть хозяйкой. Любя мужа, она заботится и о доме, не будучи занята украшениями, ни роскошью, ни безвременными расходами. И кому еще другому будет нравиться, раз понравившаяся возлюбленному? Смотри, как Павел, отвлекавший прежде от житейских забот, теперь прилагает великое старание о делах домашних, потому что, когда в хорошем состоянии находятся эти дела хороши будут и духовные.

Да не порицается слово Божие

Видишь ли, что он преимущественно заботится о проповеди, а не о мирских делах? Если верующая жена, живущая с неверующим мужем, не добродетельна, то хула переносится на веру.

Толкование на послание к Титу.

Евфимий Зигабен

быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие

Целомудренным

Чтобы были благоразумны (в поведении).

Чистым

Чтобы были свободны от страстей. А если желаешь, то разумей здесь и чистоту супружескаго целомудрия, ибо и та женщина чиста, которая имеет одного только своего мужа. Честна, говорит Апостол, женитва, и ложе (супружеское) нескверно (Евр. 13:4).

Домы добре правящим

Чтобы оне были добрыми хранительницами домов своих, т. е. чтобы тщательно заботились о домах своих и правильно вели свое хозяйство.

Покоряющимся своим мужем

При таком поведении их, очевидно, ничто не может повредить их благочестию (вере). Ибо если мужья – неверные (не христиане), то мало-по-малу будут приходить к убеждению в истинности христианскаго учения и наконец уверуют; если же – верные, то сделаются лучшими: потому что покорность есть одно из наиболее привлекающих средств.

Да не Слово Божие хулится

Чтобы проповедь не подверглась осуждению и поношению, как внушающая (людям) безпорядочность и расторгающая союзы супружеские. И иначе: да не хулится учение Евангельское, хотя бы жены верныя были хороши и не во всем том, что об них сказано. Здесь Апостол выражает свою заботу главным образом не о том, что касается дел мирских, а о том, чтобы Евангелие не подвергалось поношению.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие

См. Толкование на Тит. 2:1