Толкования на Тит. 3:2

Апостольские постановления

никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам

См. Толкование на Тит. 3:1

Свт. Феофан Затворник

Ни единаго хулити, не сварливым быти, но тихим, всяку являющим кротость ко всем человеком

Слова эти суть более подробное пояснение предыдущих слов: ко всякому делу благому готовым быти — и вместе с ними определяют вторую половину общественных добродетелей, — именно: при покорности властям, соблюдать добрые отношения и к согражданам. Готовность на всякое доброе дело все уже обнимает и в сем отношении. Апостол здесь указывает еще, чтоб устраняемо было то, что особенно расстроивает добрые отношения граждан, именно: учи, говорит, чтоб христиане никого не задирали не только делом, о и словом; пусть живут так тихо, что будто их нет и чтоб другие о существовании их знали только по добрым делам.

Ни единаго хулити, - то есть «ни о ком не отзываться худо» (блаженный Феодорит). «Хотя худо кто поступает, не злословь его и не укоряй» (блаженный Феофилакт). «Михаил Архангел, егда с диаволом препираяся, глаголаше о Моисееве телеси, не смеяше суда навести хульна, но рече: да запретит тебе Господь (ср: Иуд. 1:9) Если Михаил не смел навести хульна словесе на диавола, достойнейшего всякого хуления, не тем ли паче мы должны соблюдать себя чистыми от злословия? Заслуживал диавол хуления; но слово хульное не должно было исходить из уст Архангела» (блаженный Иероним). «Послушаемся сего внушения. Уста наши должны быть чисты от укоризн; ибо хотя бы и справедливы были наши укоризны, но не наше дело высказывать их; исследывать — дело судии; ты же почто осуждаеши брата твоего? (Рим. 14:10). К тому же, если ты укоряешь других, то скоро и сам подвергнешься тому же. Посему блаженный Павел и предлагает такое увещание: темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10:12)» (святой Златоуст). Ничто так не расстроивает добрых отношений общежития, как худые друг о друге речи. Напротив, ничто так не скрепляет содружества, как добрые речи, особенно когда бы речи худые были заслужены. Закон общежития основной — не пускать в ход злых речей и доходящие отынуды пресекать. Поток злых речей есть яд, разъедающий союз доброго сожительства.

Не сварливым быти*, αμαχους, — не быть воевателями, — заводить ссор, споров и судов и против зла не замышлять и не воздвигать зла. Это то же, что Господь сказал: Аз же глаголю вам не противитися злу (Мф. 5:39). Когда дождевую воду запружают, она все больше и больше надымается; а когда дают стекать свободно, она течет маленьким ручейком и скоро престает. Так бывает и когда со стороны подымается враждебность. Пригнись; она перекатится как волна — и конец. Станешь против — она надмится до непреодолимой силы. Блаженный Иероним пишет: «если мы — сыны мира и желаем, чтоб почивал на нас мир, если мы приступили к небесному Иерусалиму, имя свое от мира получившему, то да имеем мир даже с теми, кои возненавидели мир, и, с своей стороны, да пребываем мирны со всеми человеки,— не с кроткими только, но и с задорными и бранчивыми: ибо с тихими быть мирну какая добродетель? Будем давать место гневу, показывая тихую кротость ко всем человекам. Не желанием пустой славы руководясь, должны мы являть себя кроткими ко всем человекам; но пусть, когда всех сносить будем и за неправды не воздавать отмщением, самые дела пред всеми славны бывают. Может иной по тщеславию и молвы ради народной притворяться кротким и брать личину доброты; но если нет у кого кротости истинной, сердечной, укоренившейся, то не знаю, удастся ли ему всех уверить в своей кротости».

Последние слова блаженного Иеронима истолковывают и следующие за сим слова Апостола: всяку являющим кротость ко всем человеком. И Экумений равно пишет: «К иудеям и еллинам, к друзьям и врагам, к онеправдывающим и вред причиняющим» (и святой Златоуст с блаженным Феофилактом). Уступчивость представляется некоторою потерею и ущербом, но на деле она всегда выигрывает если не в настоящем, то в будущем, не только вечном, но и временном. Потерянное возвращается с лихвою.

Толкование на послание к Титу.

Прп. Ефрем Сирин

никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам

Также хищного и дурно обращающегося пусть никто не подвергает хулению, - с таковым никогда да не ссорится, - но всякую да оказывает кротость ко всем людям, - и тихое смирение свое они должны проявлять не в отношении только своих единоверцев, но также и по отношению ко всем людям.

Послание к Титу.

Прп. Икумений Триккский

Ни единаго хулити, не сварливым быти, но тихим, всяку являющим кротость ко всем человеком

См. Толкование на Тит. 3:1

Прп. Иоанн Дамаскин

никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам

См. Толкование на Тит. 3:1

Блж. Иероним Стридонский

никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам

См. Толкование на Тит. 3:1

Блж. Феофилакт Болгарский

Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими

Хотя и худо кто поступает, - не злословь, то есть не укоряй. Уста наши должны быть чисты от укоризны. Справедливо, или ложно, - не нам судить. Смотри на то, какая опасность может быть.

И оказывать всякую кротость ко всем человекам

И к иудеям, и к эллинам и к причиняющим вред, и к несправедливым.

Толкование на послание к Титу.

Тертуллиан

никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам

См. Толкование на Тит. 3:1

Евфимий Зигабен

никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам

Ни единаго хулити

Не злословить ни одного человека, каков бы он ни был; потому что если он хороший человек, то ты в отношении к нему окажешься клеветником. Если же он дурной, то и это тебя не касается, не твое дело судить другого: ибо ты кто еси, говорит (Апостол), судяй чуждему рабу (Рим. 14:4)? Эта речь не к учителю, а к учащимся.

Не сварливым быти

Быть расположенными не к ссорам, а к миру.

Но тихим

Нужно быть уступчивым во всех случаях нарушения мира, приноравливаясь и сторонясь. Или же просто уяснением и определением смысла этого слóва служит следующее выражение.

Всяку являющим кротость ко всем человеком

Не только к верным, но и к неверным, не только к добрым, но и к злым.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам

Апостол научает христиан проявлять кротость и снисхождение к неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от своих пороков.

Толковая Библия.