Толкования на Тит. 3:5

Свт. Иоанн Златоуст

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Увы, так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении; ведь это - подлинно новое бытие. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, снова воздвигает и возобновляет, так поступил и Он - не подправил нас, но переустроил заново.

Гомилии на Послание к Титу.


И тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). Возлюбленные, не проходите, не приняв во внимание этого таинства. Ибо у меня есть другое объяснение этого слова. Я сказал, что эти кровь и вода - символ крещения и таинств. Из того и другого произошла Церковь банею возрождения и обновления Святым Духом - через крещение и через таинства. Но символы крещения и таинств - из ребра. Таким образом, из этого ребра Христос создал Церковь, как из ребра Адама была создана Ева.

Огласительные слова к просвещаемым.

Свт. Василий Великий

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Ибо одна жертва - Христос и мертвость святых по Христе; одно кропление - баня возрождения; одно умилостивление за грех - излиянная за спасение мира кровь Спасителя.

Толкование на пророка Исайю.

Свт. Амвросий Медиоланский

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Кто же рождается от Духа и кто создается от Духа, если не тот, кто обновляется духом своего разума? Это тот, кто возрождается водою и Духом Святым, так как через омовение возрождения и обновления Духа Святого мы получаем надежду жизни вечной. И в другом месте апостол Петр говорит: Вы крещены Духом Святым (Деян 11:16). Итак, кто же крещен Духом Святым, как не тот, кто возрождается через воду и Духа Святого? Следовательно, Господь сказал о Святом Духе: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). И таким образом Он определил, что мы в последующие времена возрождаемся от Того же, через Которого, как Он говорил, мы возрождались во времена предыдущие.

О Святом Духе.

Свт. Феофан Затворник

не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по всей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго

См. Толкование на Тит. 3:4

Прп. Ефрем Сирин

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

См. Толкование на Тит. 3:4

Прп. Икумений Триккский

не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по всей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго

См. Толкование на Тит. 3:3

Прав. Иоанн Кронштадтский

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Итак, верно слово, что Бог спасает нас не за дела наши, но единственно по Своей милости, хотя христианство, как совершеннейшая вера, требует непременно и сообразных вере дел.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

ст. 5-6 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости

Он спас нас не по делам, которые мы сделали, иначе сказать: мы и дел, достойных оправдания, не сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать Его.

Банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего

Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает возрождение и обновление, второе рождение и новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь: так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? Которого излил, говорит, на нас обильно. Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того, как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это совершилось чрез Иисуса: Он посредник и податель всех благ.

Толкование на послание к Титу.

Евфимий Зигабен

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас

Он спас и оправдал нас не за дела, совершенныя нами по требованию правды законной согласно с добродетелию и вообще правильно, не от дел, «ихже сотворихом мы»; потому что мы и не совершили их (да и как это возможно, когда мы были полны таких грехов?), но «по своей Его милости», так как Он милосерд и сострадателен. Далее он указывает и самый образ спасения.

Банею паки бытия

Чрез святое крещение, которое, как Богом дарованное очистилище, омывает всяческую нечистоту всеобщаго первороднаго греха и, подобно матери, таинственно возраждает крещаемых и из ветхих делает новыми. Почему он далее и прибавил:

И обновления Духа Святаго

И чрез обновление духовное. Как нельзя поддержать дом, совершенно обветшавший, если он не будет весь переделан вновь: так точно поступил и с нами, обветшавшими и разслабевшими от грехов, величайший художник-строитель Бог. Он не поправил только нас, всецело поврежденных, но пересоздал и всецело обновил: ибо это-то и есть в собственном смысле обновление.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом

См. Толкование на Тит. 3:4