Толкования на Тит. 3:14

Свт. Иоанн Златоуст

Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны

См. Толкование на Тит. 3:13

Свт. Феофан Затворник

Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни

Написал: снабди всем нужным; а где взять? Тит, как и все веропроповедники, конечно, ничего не имел. Так мог подумать читающий. Апостол указывает источник: это пусть сделают наши, — то есть верующие критяне. Пусть учатся добрым делам, помогая в нуждах всем нуждающимся. Но если всем, то тем паче труждающимся в проповеди. Действуя так, они плод покажут веры и благодати, и плод сей им же самим обратится в пользу. Блаженный Иероним, сказав, что сими словами святой Павел дает ответ на возможный вопрос: откуда взять Титу нужное? — прибавляет: «нашими, своими назвал Апостол уверовавших во Христа, которые, поколику Христовы суть, могли справедливо быть названы Павловыми и Титовыми. Имеешь, говорит как бы Апостол, власть над учениками; учи же их не быть бесплодными, но пусть послужат Евангелистам и мужам Апостольским, занимающимся спасительными трудами проповеди, — и послужат не во всем, а в нужных потребностях, которые определяются так: имуще пищу и одежду сими довольна будем (ср.: 1 Тим. 6:8). Ибо служащие алтарю от алтаря должны и питаться, и сделавшиеся причастными наших духовных благ должны делать нас причастниками своих вещественных благ. На случай, чтоб критяне не оказали невнимания к сим словам Послания или к внушениям Тита, Апостол называет бесплодными тех, которые не хотят послужить Евангелистам от имений своих. А о бесплодных написано: всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают (ср.: Мф. 7:19). И еще: сеяй скудостию, скудостию и пожнет (2 Кор. 9:6). Не хотеть доставлять потребное Апостольским мужам и Евангелистам Христовым, — значит обличить себя в бесплодности». Апостол внушает Титу, — пишет блаженный Феодорит: «научи уверовавших иметь попечение о телесных услугах тем, кому вверено учить Божественному. Ибо им надлежит приносить и таковые плоды».

«Видишь ли, — продолжает ту же речь святой Златоуст, — как Апостол заботится больше о верующих подающих, чем о проповедниках принимающих? Можно было бы снабдить их и чрез многих других, но я, говорит, забочусь о наших. Ибо что пользы, скажи мне, если бы другие собирающие сокровища питали учителей? Нашим тогда не было бы никакой пользы; они остались бы бесплодными. — Скажи мне, Христос, напитавший пятью хлебами пять тысяч и семью — четыре тысячи, разве не мог пропитать Себя и бывших с Ним? Для чего же Он принимал пищу от жен? Хождаху по Нем жены, говорит Писание, и служаху Ему (ср.: Мк. 15:41). Он делал это для научения нас тому, что Он печется о делающих благодеяния. Так же Павел, помогавший своими руками другим, разве не мог не принимать пропитания ни от кого? Но смотри, как он принимал и просил,— и вот для чего: не яко ищу даяния, говорит он, но ищу плода множащагося в слово ваше (Флп. 4:17)».

Толкование на послание к Титу.

Прп. Икумений Триккский

Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни

См. Толкование на Тит. 3:10

Блж. Феофилакт Болгарский

Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны

Как бы так говорит: мне можно было бы и иначе сделать не нуждающимися упомянутых, но я не желаю, - для того, чтобы наши, то есть те, которые около тебя, научились бы из того, что ты снабдишь их необходимым на дорогу, упражняться в добрых делах, то есть заботиться о нуждающихся - и в деньгах, и в словах, и во всем другом, не для того, чтобы нуждающиеся получили такую пользу от того, но чтобы сами они пользовались плодами своего человеколюбия по отношению к ближним. Ведь и Господь, напитавший пять тысяч, конечно, мог всегда питать и Себя, и учеников, однако Он пожелал получать пропитание от женщин, чтобы они получили пользу. Так и по отношению к нам, не столько бедным приносится польза от нашего подаяния, сколько нам от них. Бедные - для нас источник прощения грехов и дерзновения пред Богом.

Толкование на послание к Титу.

Евфимий Зигабен

Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужная требования, да не будут безплодни

Под «нашими» он разумеет верных в Крите. Ну, так ты, говорит Апостол, тех двоих собери в путь. А которые остаются при тебе в качестве учеников, пусть учатся упражняться в добрых делах, в случае самых необходимых нужд, т. е. чтобы они приучились заботиться о добрых делах, об удовлетворении необходимых нужд тех, кто в чем нуждается. Попечение же о добрых делах должно выражаться в том, чтобы (совершающий их) сам шел на встречу нужде, а не ждал дома, когда кто явится с просьбою о чем-либо: потому что если ждать, когда кто о чем нибудь попросит, а иной не явится или от стыда или просто по неуверенности в удовлетворении его просьбы, в таком случае благодетели окажутся безплодными и безполезными.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны

См. Толкование на Тит. 3:12