Толкования на 1 Мак. 14:16

Лопухин А.П.

Ст. 16-24 Когда дошел слух до Рима и до Спарты, что Ионафан умер, они весьма опечалились. Когда же услы­шали, что Симон, брат его, сделал­ся вместо него первосвящен­ником и го­с­по­д­с­т­ву­ет над страною и находящимися в ней городами, то написали к нему на медных досках, чтобы возобновить с ним дружбу и союз, заключен­ный ими с братьями его Иудою и Ионафаном. Они были про­читаны в Иерусалиме пред собра­ни­ем. Вот список с писем, при­слан­ных Спартанцами: «Спартанские начальники и город Симону первосвящен­нику, старей­шинам и священ­никам и всему народу Иудейскому, братьям нашим – радо­ваться. Послы­, при­слан­ные к народу нашему, рас­ска­за­ли нам о вашей славе и чести, и мы воз­радовались при­бытию их и записали ска­за­н­ное ими в народном совете так: Нуминий, сын Антиоха, и Антипатр, сын Иасона, по­слы­ Иудейские, при­шли к нам возобновить с нами дружбу. И угодно было народу при­нять этих мужей с честью и внести запись слов их в открытые народные книги, на память народу Спартанскому. А список с этого мы написали для первосвящен­ника Симона». После того Симон по­слал Нуминия в Рим с большим золотым щитом, весом в тысячу мин, чтобы заключить с ними союз.

Возобновление дружбы и союза с римлянами и спартанцами

В числе заслуг Симона народу поставляется возобновление им дружбы и союза с Римлянами и Спартанцами. Судя по 16–18 ст., инициатива этого возобновления, как будто, усвояется самим римлянам; однако, естественнее думать, что Симон, а не римляне, посылал послов с этой целью, как представляется дело и при возобновлении дружбы со спартанцами (21–33). Еще яснее следует это из ст., где прямо говорится, что «Симон послал Нуминия в Рим… заключить с ними союз…», и ответ, привезенный от римлян Нуминием (ср. XIV:24; XV:15–21), не оставляет сомнения в том, что сам Симон начал это дело. — «Написали…» (18 ст.) — тут разумеются не только римляне, заключавшие союз с Иудой и Ионафаном (гл. VIII и XII), но и спартанцы, хотя эти возобновляли союз только с Ионафаном (XII:6). Это же двойное подлежащее (римляне и спартанцы) принадлежит и к выражению — «опечалились…» (16 ст.). Послание спартанцев (20–23) озаглавливается именем не царя, а «Спартанские начальники и город…», άρχοντες Σπαρτιατών, т. е. эфоры: после Пелопса, который наследовал своему отцу Ликургу в 211 г. до Р. Х., Спарта не имела более царей, а по умерщвлении Набиса в 192 г. до Р. Х. она не имела более тиранов. — Посланные к спартанцам были те же самые и теперь, что ранее — при Ионафане (XII:16). — «В открытые народные книги…», έν τοίς αποδεδειγμένοις του δήμου βιβλίοις…, слав.: «во особыя людския книги…», т. е. книги, предназначенные для общественного употребления и сведения.