Толкования на 1 Пар. 2:6

Лопухин А.П.

Сыновья Зары: Зимри, Ефан, Еман, Халкол и Дара; всех их пятеро

Четырех последних сыновей Зары древние и новые экзегеты — Гроций, Клерик, Лайтфут и Моверс отожествляют с теми упоминаемыми в (3 Цар. IV:31) мудрецами, которых превосходил своей мудростью Соломон, и которых раввинская кн. Seder Olam называет пророками времени пребывания евреев в Египте. Но это мнение теряет свою силу ввиду полного отсутствия каких-либо данных для признания мудрецов 3 Цар. родными братьями, каковыми являются лица настоящего стиха. Наоборот, первый из них — Ефан называется Езрахитом, а Xалкол и Дарда — сынами Махола. Против тожества этих лиц говорит далее (1 Пар VI:33–42) и (XV:17–19), где упоминаются Еман и Ефан, начальники певцов Давидовского времени, причем первый в (1 Пар XXV:5) называется «царским прозорливцем в словах Божиих». Вероятная одновременность жизни этих певцов с одноименными им мудрецами 3 Цар. и особенно название Емана прозорливцем заставляют признать их лицами тожественными. Но Еман и Ефан (1 Пар VI:33–42) и (XV:17–19) происходили из колена Левиина, следовательно, между лицами (1 Пар II:6) и (3 Цар IV:31) нет ничего общего, кроме названия, так как первые являются потомками Иуды, но не Левия. Предположение Эвальда, что Еман и Ефан, хотя и происходили из колена Иудина, но ввиду образования в левитской певческой школе были причислены к колену Левиину, не имеет за себя никаких оснований.