Толкования на 1 Пар. 5:1

Блаж. Феодорит Кирский

Ст. 1-2 Сыновья Рувима, первенца Израилева, - он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однакож, чтобы не писаться им первородными; потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа

Рихав, прославляемый во многих местах Писания, происходит из колена Иудина, как показывает эта книга. И она разъясняет причину, по которой Рувим потерял первородство, а Иосиф получил его, и Иудино колено вкусило большей чести. Ибо сказано: Сыновья Рувима, первенца Израилева, - он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, с тем, однако же, чтобы Рувим не писался первородным; потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа (1 Пар 5:1-2). Это слово показывает, что дар первородства стяжал Иосиф, а предводительство воспринял Иуда, поскольку от него по плоти произошел Господь. Ибо на это указывают [слова]: и вождь от него. Это слово показывает, что от него произошли не только [земные] цари, но вечный Царь, Который не имел ни начала дней и не воспримет конца. Она учит нас и тому, что колена по ту сторону Иордана - колена Рувима и Гада и половина колена Манассии вступили в сражение с агарянами, Иетуром и Нафишем, и другими, сражающимися вместе с ними, и что в тяжелой битве они одержали победу и изгнали агарян.

На спорные вопросы.

Лопухин А.П.

Сыновья Рувима, первенца Израилева, - он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем однакож, чтобы не писаться им первородными

Потомство Рувима

Замечание данного стиха, что Рувим потерял право первородства за осквернение постели отца своего, находится в (Быт XLIX:4), но нигде не говорится о передаче первенства Иосифу, хотя это и предполагается (Быт XLVIII:5–6), где обоим его сыновьям дается по уделу, так что Иосиф в лице двух своих сыновей получил, как обладавший правом первородства, двойной удел (Втор XXI:17).