Толкования на 1 Цар. 2:1

Свт. Иоанн Златоуст

и молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем

Что значит: «утвердися сердце мое в Господе», уже известно вам, это я уже объяснил любви вашей, а теперь нужно объяснить дальнейшие слова. Сказав: «утвердися сердце мое в Господе», она прибавила: «вознесеся рог мой в Бозе моем». Что значит: «рог мой?» Это выражение часто употребляется в Священном Писании; напр. говорится: «вознесется рог его» (Пс.74:11), и «вознесен рог Христа» его (1Цар 2.10). Что же означает «рог»? Этот способ выражения заимствован от беcсловесных животных и означает силу, славу, знаменитость. Им, вместо славы и оружия, Бог, даровал только рога; потеряв рога, они теряют очень много своей силы; как безоружным воином, так и безрогим волом, легко можно овладеть. Значит, жена сказала тем не что иное, как: возвысилась слава моя. Как же – возвысилась? «В Бозе моем», говорит. Потому и безопасно это возвышение, что оно имеет твердое и непоколебимое основание! Слава от людей так же ненадежна, как сами прославляющие: оттого и упадает скоро. А слава, даруемая Богом, не такова; она пребывает непоколебимою навсегда. Изображая то и другое, ненадежность первой (славы) и постоянство последней, (пророк) говорил так: «всяка плоть сено, и всяка слава человеча, яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде». Но о славе Божией не то говорит, а что? «Глагол же Бога нашего пребывает во веки» (Ис.40:6–8).

Это видно и из примера этой жены. Цари, полководцы и властители, употребившие иногда многие усилия, чтобы увековечить свою память, построившие великолепные гробницы, воздвигнувшие во многих местах статуи и множество изображений, и оставившие по себе бесчисленные памятники своих деяний, забыты и неизвестны никому даже и по имени; а эта жена прославляется теперь во всей вселенной. Пойдешь ли в Скифию, в Египет, в Индию и даже за концы вселенной, услышишь, как все прославляют добродетель этой жены; слава Анны обнимает всю землю, где только светит солнце. И удивительно не только то, что она прославляется во всей вселенной, но и то, что, по истечении столь долгого времени, слава ее не только не померкла, но более и более возрастает и увеличивается; ее любомудрие, великодушие и терпение все знают, – и в городах, и в селах, и в домах, и в воинских станах, и на кораблях, и в мастерских, словом – везде можно слышать похвалы этой жене. Когда Бог захочет кого прославить, тогда слава эта, не смотря ни на приключившуюся смерть, ни на множество лет, и ни на что другое, остается навсегда цветущею, и блеска ее никто не в состоянии помрачить. Потому и она, желая научить всех слушателей, что нужно прибегать не к тленному, а к Тому, от Кого исходят к нам блага верные и неизменные, указала на виновника своей славы. Сказав: «утвердися сердце мое в Господе», она прибавила: «вознесеся рог мой в Бозе моем» и этим сопоставлением указала нам на двоякого рода блага, которые редко бывают вместе. Я, говорит, избавилась от волнения, освободилась от бесчестия, достигла безопасности и снискала славу. А все это редко соединяется вместе. Многие свободны от опасностей, но не имеют славы; другие достигают славы и известности, но должны для этой славы подвергаться опасностям. Напр., часто случалось, что многие прелюбодеи, отравители, раскапыватели могил и другие подобного рода преступники, будучи заключены в темницу, потом выпускались оттуда по милосердию царя: так они избавлялись от наказания, но не очищались от позора, напротив – срам всюду следует за ними. Другие, благородные воины, вели славную и знаменитую жизнь, презирая опасности, вдавались в сражения, часто получали множество ран и наконец умирали преждевременною смертью: эти, пожелав славы, лишались безопасности.

Но с этою женою произошло то и другое: она достигла безопасности, и вместе с тем снискала славу. Так было и с тремя отроками. Они освободились от опасностей, избежав огня, и сделались славными, победив сверхъестественно силу этой стихии. Таковы действия Бога: Он дает жизнь славную и вместе безопасную! Указывая на то и на другое, Анна и сказала: «утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе». Сказала не просто: «в Бозе», но: «в Бозе моем», – усвояя себе общего Владыку вселенной. Это сделала она не с тем, чтобы умалить владычество Его, но чтобы показать и выразить свою любовь к Нему. Таков обычай у любящих: они не хотят любить вместе со многими другими, но желают выражать свою любовь особенным, исключительным образом. Так делает и Давид, когда говорит: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю» (Пс 62.2). Сказав о всеобщем Его владычестве, он сказал и об особенном господстве над святыми. И в другом месте: «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси» (Пс 21.2); и еще: «реку Богу» «заступник мой еси» (Пс 90.2). Это – слова души пламенеющей, согретой и горящей любовию! Так поступила и эта жена. Впрочем, нисколько не удивительно, что так поступают люди; но когда ты увидишь, что и Сам Бог поступает так, тогда-то изумись.

Пять слов об Анне. Слово четвертое.


Обратите внимание на точность выражения. Не сказала: «изощрились уста мои на врагов моих», потому что они настроены были не к брани и насмешкам, не к бесчестным словам и осуждению, но к увещанию и совету, к исправлению и внушению. Поэтому она не сказала: «изощрился язык мой на врагов моих», но «разширишася». Я наслаждаюсь, говорит, свободою, могу говорить смело; ныне я избавилась от стыда и ободрилась. И здесь она не назвала по имени свою соперницу, но просто неопределенностью названия, как бы личиною, прикрыла ту, которая причинила ей столько горестей. Не сказала, как говорят многие жены: посрамил ее Бог, сокрушил и уничтожил эту негодную, гордую и надменную, но (сказала) просто; «разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении твоем».

Смотри, как она выдерживает одно правило в продолжение всей молитвы: как в начале говорила: «утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя», – так и здесь (говорит): «возвеселихся о спасении твоем». Не просто: о спасении, но о «спасении твоем». Не потому, говорит, радуюсь и восхищаюсь, что я спасена, но – что спасена Тобою. Таковы души святых! Они более, нежели о дарах, радуются о Боге, давшем их, – потому что любит Его не ради Его даров, но дары ради Его. Так слугам признательным и рабам благодарным свойственно всему своему предпочитать их господина.

Пять слов об Анне. Слово пятое.

Блаж. Августин

Ст. 1-10 и молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего

Следует ли рассматривать эти слова как просто слова обычной женщины, благодарящей Бога за рождение сына? Неужели разум человеческий настолько отвратился от света истины, что он и не чувствует, что слова этой женщины превосходят ограниченные пределы её собственных мыслей? Воистину каждый, затронутый событиями, исполнение которых уже началось, даже в этом земном странствии должен прислушаться к этим словам и принять во внимание то, что через эту женщину (само имя которой, Анна, означает «милость Божия») говорит дух пророчества, сама христианская вера, сам Град Божий, царь и основатель которого Господь Бог наш Иисус Христос. Воистину здесь глаголет благодать, милость Бога. И поскольку Бог гордым противится, то они будут от нее отлучены, и оттого они падут, а смиренным Бог дает благодать, и они ею преисполняются, и оттого восстанут. И это было главной темой возносимой ею хвалы Господу.

Но вот кто-то готов сказать, что сия женщина не произнесла ни слова пророчества, а слова её лишь хвала Господу, произнесенная в приливе чувства благодарности Господу за сына, дарованного ей в ответ на её молитву. Но если только это так, тогда в чем смысл следующих её слов: Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1 Цар 2:4-5)? Родила ли Анна семь раз, когда говорила эти слова? У нее был лишь первенец, когда она говорила так; и даже впоследствии она не родила семь раз или хотя бы шесть, коль скоро мог бы стать седьмым. А ведь было у нее всего три сына и две дочери. И теперь прими во внимание её заключительные слова, сказанные ею в то время, когда её народ ещё не знал ни одного царя над собой: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего (1 Цар 2:10). Как тогда она могла сказать такое, когда бы не пророчествовала? Посему услышьте голос Церкви Христа, града Бога нашего (Пс 47:2), той, которая благодатная (Лк 1:28), которая счастлива в потомстве. Пусть скажет словами пророчества о себе: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем. И воистину сердце её укрепилось и вознесся рог её высоко, ибо в Господе, а не в самой себе находит она для себя силу и вдохновение.

О граде Божием.

Лопухин А.П.

и молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем

Xвалебная песнь матери Самуила - Анны. Воспитание Самуила при скинии во время первосвященства Илия. Пороки сыновей Илия. Возвещение суда Божия дому Илия

Возрадовалось сердце мое в Господе: при мысли о том, что сделал для меня Господь.

Вознесся рог мой в Боге моем, т. е. восстановлены и утверждены Богом мое женское достоинство, сила и значение. (Рог является здесь символом силы, могущества, самообороны).

Широко разверзлись уста мои на врагов моих: я получила полную свободу для отражения злохулений моих врагов, укорявших меня моим бесплодием (I:5-6).

Я радуюсь о спасении Твоем, т. е. о спасении, явленном мне Тобою.

Толковая Библия.