и пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою
Так, когда мы стяжаем благоволение Божие, то, хотя бы находились в пустыне, будем жить безопаснее живущих в городах. Ибо помощь Божия есть величайшая защита и стена непреодолимая. А чтобы ты узнал, как находящийся в пустыне может быть безопаснее и могущественнее того, кто живет в городах и пользуется большой помощью людей, давайте посмотрим, как Давид, скитаясь из места в место и проводя жизнь, как странник, был ограждаем вышней дланью. А Саул, который жил в городах, водил за собой столько войска и имел копьеносцев и телохранителей, каждый день трепетал и страшился вражеского нападения. Тот - одинокий, не имея при себе никого другого, не нуждался в человеческой помощи; а этот, будучи облечен в диадему и нося багряницу, имел нужду в его помощи: царь нуждался в пастухе, облеченный в диадему - в простом человеке.
Гомилии на Книгу Бытия.
и пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою
Не удивительно, что подобные произволения действительно находят место в Ветхом Завете и иногда святые мужи лгут похвальным или, по крайней мере, заслуживающим прощения способом. И мы видим, что за этим им вверены дела более значительные, а [ложь допускается] потому, что это были начальные времена. В конце концов, они законно услаждались стадами жён и наложниц, и это им не вменялось в грех. Кроме того, они часто проливали кровь своих врагов собственными руками, и это не только не рассматривалось предосудительно, но даже считалось похвальным.
Мы видим, что в духе Евангелия всё это категорически воспрещается и ничто из подобного не может совершиться иначе, как будучи тяжким грехом или святотатством. Сходно считаем мы, что никакая ложь, пусть в самом благовидном исполнении, не может использоваться человеком извинительно, не говоря уже о какой-либо похвале, согласно словам Господа: Но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению (Иак 5:12). Согласен с этим и апостол: Не говорите лжи друг другу (Кол 3:9).
Собеседования.
и пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою
Пребывание Давида в городе Номве. Бегство к одному из филистимских царей - Анхусу
Номва - к северо-востоку от Иерусалима. Можно полагать, что здесь находилась в настоящее время скиния Господня.
К Ахимелеху первосвященнику: в Мк II:26 при упоминании об этом событии назван Авиафар. Предполагают, что евангелист назвал вместо отца сына, который, за старостью отца, исправлял-де первосвященнические обязанности. Но, имея в виду 2 Цар VIII:17 и 1 Пар XVIII:16, нужно отдать предпочтение другому предположению, что как отец, так и сын носили двойное имя: Ахимелех-Авиафар.
И смутился Ахимелех: отношения между Саулом и Давидом не могли быть, конечно, неизвестны первосвященнику. Приход царского зятя без надлежащей свиты заставил предположить первосвященника, что Давид преследуем и потому небезопасен для тех, кто бы вздумал укрыть его от царя.
Толковая Библия.