Толкования на 1 Цар. 21:13

Блаж. Августин

и изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей

Все эти способы выражаться будут считаться ложью, если только образное выражение или действие следует рассматривать как ложь. Но если нет лжи в том, что знаки, используемые для обозначения чего-то одного, используются также и для обозначения чего-то еще как средство понимания истины, то совершенно определенно о таких случаях не должно судить как о лжи. И к ним относятся, например, тот случай, когда Иаков повел себя определенным образом перед своим отцом и говорил ему, чтобы получить благословение, и тот случай, когда Иосиф наигранно говорил своим братьям, и тот случай, когда Давид притворялся сумасшедшим, и многие другие знаки такого рода, которые не следует рассматривать как ложь, ибо их, эти действия и речи, следует рассматривать как пророческие знаки, относящиеся к разумению истины.

И эта истина облечена в образы, покрыта ими как одеждами, в упражнение уму вопрошающего о ней человека благочестивого и чтобы не обесцениться по причине легкодоступной [для нечестивых] наготы. И хотя мы ознакомились с истиной в других местах, в которых о ней говорится прямо и просто, всё же, добытая из глубоких тайников трудом понимания, она заново воссоздается в нас и, обновленная, приносит нам еще большее наслаждение. И при этом она не прескучивает по причине завуалированности ищущему и постигающему ее, но тот, напротив, с еще большим пылом стремится открыть ее для себя, и тогда, наконец, она открывается как еще более желанная и драгоценная.

Против лжи.

Магн Аврелий Кассиодор

и изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей

Когда Саул преследовал Давида, Давид убежал от Саула и пришел к Анхусу, царю Гефскому. И поскольку там из зависти сложилось подозрительное к нему отношение, он изменил лице свое пред ними… пускал слюну по бороде своей. И он поступил так, чтобы выглядеть безумным в их глазах, и тогда был отпущен из жалости невредимым. Но, как и другие деяния сего мужа, это было совершено им в ознаменование великого таинства. И то, что потоки слюны, то есть слова книг Священного Писания, потекли по бороде его, было знаком того, что они набирали великую силу.

Значимость этих жестов привела к замене имени «Анхус», к которому пришел Давид и у которого он нашел пристанище, именем «Авимелех», означавшим «царство отца моего». Этот факт со всей очевидностью имеет отношение к Господу нашему Иисусу Христу, через Которого славный Отец Его осуществил Свое святейшее и ревностное служение миру. Выражение «и был изгнан от него» (Пс 33:1) здесь относится к царю Авимелеху. <…> «И удалился» означает, что Давид отправился в другие края, поскольку, как мы уже заметили выше, он начал вызывать подозрения.

Толкование на Псалмы.

Лопухин А.П.

и изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей

И изменил лицо свое, т. е. притворился безумным, дабы не возбудить в филистимлянах подозрений насчет каких-нибудь скрытых политических целей его прибытия к ним.

Толковая Библия.