Толкования на 2 Ездр. 4:35

Лопухин А.П.

Ст. 35-40 Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего. Вся земля взывает к истине, и небо благо­словляет ее, и все дела трясут­ся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды. Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они по­гибнут в неправде своей; а истина пре­бывает и остает­ся сильною в век, и живет и владыче­с­т­ву­ет в век века. И нет у ней лицеприятия и раз­личе­ния, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее. И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и цар­с­т­во и власть и величие всех веков: благо­словен Бог истины!

Речь третьего телохранителя Зоровавеля об истине

Зоровавель прославляет истину, представляя ее могущественнее всего, а не Бога. Возможно, что он имеет в виду при этом слушателей-язычников. Кроме того, в речи Зоровавеля отражается влияние эпохи, в которую жил автор книги. Идея Бога в позднейшей иудейской теологии расчленена была на частные понятия (σοφία, λόγος, πνεύμα, θεού, αλήθεια); эти понятия были ипостазированы и стали на место древних означать представление о Божестве.