Толкования на 2 Цар. 5:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 1-2 И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы - кости твои и плоть твоя; еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля»

Что ещё я скажу? Он не открывал уста свои тем, кто замышлял обман; будто не слыша, он считал, что не следует воздавать словом и не отвечал на их упрёки. Когда его злословили, он молился; когда проклинали, благословлял. Он ходил в простоте сердца и бежал от гордецов. Он следовал тем непорочным [мужам] мира сего, которые смешивали пепел с едой, раскаиваясь в собственных грехах, и которые мешали питьё со слезами. Потому по заслугам он призван был всем народом - все колена Израиля собрались к нему, говоря: Вот, мы - кости твои и плоть твоя; ещё вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождём Израиля». И что могу я сказать о том, о ком Господь изрёк: Нашёл Я мужа по сердцу Моему (Деян 13:22) . Кто ещё ходил со святостью в сердце и праведностью, как он, дабы исполнить волю Бога? И ради него прощение пожаловано было его неправедным потомкам и права наследия для них были сохранены.

Об обязанностях священнослужителей.

Прп. Иоанн Кассиан

И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы - кости твои и плоть твоя

Мы обнаруживаем, что в Священном Писании слово плоть употребляется во многих значениях: иногда оно стоит в [значении] целого человека, то есть состоящего из тела и души, как здесь: И Слово стало плотию (Ин 1:14), а также: И узрит всякая плоть спасение Божие (Лк 3:6). Иногда оно обозначает грешных и плотских людей, как в этом случае: Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт 6:3). Иногда оно употребляется в значении самих грехов, как здесь: Но вы не по плоти живете, а по духу (Рим 8:9), и опять же: Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, за чем тут же следует: И тление не наследует нетления (1 Кор 15:50). Иногда (как в случае с Давидом) оно выражает единение и отношение, как здесь: вот, мы - кости твои и плоть твоя. И апостол говорит: Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? (Рим 11:14). Потому надо задаваться вопросом, в каком из четырёх значений слово плоть употреблено в данном месте.

Собеседования.

Лопухин А.П.

И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы - кости твои и плоть твоя

Воцарение Давида над всем Израилем. Завоевание крепости Сион. Построение царского дома. Двукратное поражение филистимлян

От смерти Иевосфея до избрания Давида общееврейским царем прошло около 5 лет (II:10-11; V:4-5).