Толкования на 2 Цар. 7:18

Блаж. Августин

И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил

В то время Давид ожидал сына, по линии которого его родословная продлится в Иисусе Христе, в лице Которого, в свою очередь, дому его предстоит стать вечным - воистину став домом Господа. Ему следовало называться «домом Давидовым», поскольку он берет начало от рода Давида, и одновременно «домом Бога», поскольку это был храм Божий, возведенный не из камней, но из народа; и в этом доме вечно жить народу с Богом и в Боге и Богу с Его народом и в Его народе, наполняя свой народ, и с народом, преисполненным его Богом, так что да будет Бог все во всем (1 Кор 15:28) - тот Бог, который награда мира их и сила в битве их.

И именно это имелось в виду, когда сказал Нафан: Пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания (2 Цар 7:5). И затем Давид сказал: Так как ты,, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: «устрою тебе дом» (2 Цар 7:27).

Это тот дом, который мы строим, ведя добродетельную жизнь, и который Господь возводит, помогая нам ходить путями добродетели, ибо: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс 126:1). И только когда дом этот удостоится окончательного освящения, исполнятся слова Господа, произнесенные устами Давида: И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом (2 Цар 7:10-11).

О граде Божием.