Толкования на 2 Цар. 21:2

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 2-9 Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды. И сказал Давид Гаваонитянам: что мне сделать для вас, и чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне? И сказали ему Гаваонитяне: не нужно нам ни серебра, ни золота от Саула, или от дома его, и не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле. Он сказал: чего же вы хотите? я сделаю для вас. И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов Израилевых, - из его потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом в Гиве Саула, избранного Господом. И сказал царь: я выдам. Но пощадил царь Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саулова, ради клятвы именем Господним, которая была между ними, между Давидом и Ионафаном, сыном Сауловым. И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айя, которая родила Саулу Армона и Мемфивосфея, и пять сыновей Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия из Мехолы, и отдал их в руки Гаваонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя

Гаваонитяне встретились с сынами Израиля, и, хотя другие народы были уничтожены, эти сохранены были как дровосеки и водоносы. И в глазах Божьих они были так ценны, что дом Саула разрушен был за сделанное им зло. Среди кого их поставишь? Среди козлов? Но они не были - истреблены, и Божьим велением за них воздано отмщение! Среди овец? Но Священное Писание говорит, что не были их заслуги таковы, как [заслуги] израильтян! Видишь: они стоят по правую руку, но на более низкой ступени.

Против Иовиниана.

Лопухин А.П.

Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды

По ревности своей о потомках Израиля и Иуды, т. е. ревнуя о славе и безопасности евреев.