Толкования на 3 Цар.2:10

Свт. Амвросий Медиоланский

И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом

[В образе] Авеля понимается христианин, устремляющийся к Богу, как и сам Давид говорит: мне благо приближаться к Богу! (Пс 72:28), то есть отдаляться от земных вещей, дабы приближаться к небесным. И в другом месте он говорит: Истлевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое (Пс 118:81), - указывая тем, что весь порядок жизни своей он устроил не в земных наслаждениях, а в помышлениях о Слове Божьем. Из всего этого становится понятно, что то, что мы читаем в Книге Царств о Давиде, не просто так написано, но весомо и продуманно: И почил Давид с отцами своими. Здесь даётся понять, что верой он был схож с отцами. И тогда ясно, что речь идёт не о погребении тела, а о сопричастии к жизни.

О Каине и Авеле.

Лопухин А.П.

И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом

«И почил (евр. ишкав, LXX: 'ecoimhse, Vulg. : dormivit) Давид с отцами своими» - о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. Быт XXV:8; XXXV:29, XLIX:23), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он «был погребен в городе Давидовом», т. е. на Сионе (ср. 2 Цар V:7, сн. блаж. Феодорита, вопр. 6; Евсевия - Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу, близ источника Силоама (Неем III:15-16, по И. Флав. , to de mnhma para thV Siloam einai); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (напр., 3 Цар XI:43; XIV:31; XV:8), без сомнения, не все (см. 2 Пар XXVI:23; XXVIII:27; 4 Цар XXI:18, 26). Нынешние так называемые «царские гробницы» (арабск. «Калба шавуа») к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Xриста принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме. По И. Флавию (Древн. VII, 15, 3, сн. блаж. Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Древн. XIII, 8, 4; Иуд. война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время (Деян II:29); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века - в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами.