Толкования на 3 Цар. 4:29

Ориген

И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря

А то, что наше учение хочет, чтобы мы были мудрыми, можно показать не только из древних иудейских писаний, которыми и мы пользуемся, но и из тех Писаний, которые написаны после Иисуса и признаются в церквах божественными. Так, в пятидесятом псалме написано, что Давид говорит в молитве к Богу: Тайное и скрытое мудрости Твоей явил мне (Пс 50:8). И кто обращался к псалмам, тот, конечно, может найти, что эта книга преисполнена множеством мудрых наставлений. И Соломон, поскольку попросил мудрости, получил ее; и следы его мудрости можно усмотреть в его писаниях, где в кратких изречениях содержатся возвышенные мысли. Он во многих местах восхваляет мудрость и побуждает к необходимости стяжать ее. И сам Соломон был настолько мудр, что даже царица Савская, услышав его имя и имя Господа, пришла испытать его загадками (3 Цар 10:1). И она беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона (3 Цар 10:2-4) и все то имущество, которым он владел, так что не могла удержаться, чтобы не сказать царю: верно то, что я слышала в земле своей о тебе и о мудрости твоей; но я не верила тем, которые говорили мне, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала (3 Цар 10:6-7).

Против Цельса.


Как мне кажется, греческие мудрецы заимствовали эти [знания] у Соломона, поскольку он узнал это через Дух Божий по времени намного раньше их, и выставили за свое изобретение, поместили в книги своих учений и оставили, дабы передать потомкам. Но это, как мы сказали, Соломон обнаружил раньше всех и преподал благодаря мудрости, которую получил от Бога, как написано: И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех древних и всех мудрецов египетских (3 Цар 4:30). Итак, Соломон, желая разделить и распределить по порядку эти три учения, которые выше мы назвали общими, то есть нравственное, естественное и умозрительное, изложил их в трех книгах, каждая из которых идет последовательно в том же порядке. Сначала он преподал нравственное [учение] в Притчах, излагая жизненные установления в сжатых и кратких изречениях. Затем он поместил в Екклезиасте то, что называется естественным, где, рассуждая много о естественных вещах и отделяя пустое и тщетное от полезного и необходимого, он убеждает, что нужно оставить тщету и следовать полезному и правильному. А умозрительное учение он изложил в этой книжке, которая у нас под рукой, то есть в Песни Песней. Здесь он внушает душе любовь к небесному и божественному через образ жениха и невесты, научая тому, что к общению с Богом нужно идти путями привязанности и любви. Именно этим он закладывает основы истинного любомудрия и определяет порядок учений и установлений.

Комментарий на Песнь песней.

Лопухин А.П.

Ст. 29-34 И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его

Доселе была речь об органах правления Соломона и внешних чертах его быта. Теперь говорится о самом Соломоне и его чрезвычайной мудрости - не в смысле только практической, напр., судейской мудрости (ср. III:16), но и в смысле религиозной мудрости жизни (хокма), остроты, проницательности разумения (тебуна), широты умственного кругозора (рохав-лев) - способности обнимать умом самые разнородные предметы. Мудростью Соломон превосходил всех «сынов востока» (бене-кодем, Vulg. : «orientalium»; LXX, слав. : arcaiwn anqrwpwn, «древних человек»; так и И. Флав., но сопоставление «древних» и Египта было бы неуместно): восточные племена: арабские, сирские, халдейские, славились своей приточной мудростью (Иер XLIX:7; Авд 9; Варух III:22-23); Египет славился естествознанием, и мудрость его в этом отношении вошла в поговорку (Ис XIX:11; Деян VII:22; И. Флав. : Древн. VIII, 2, 5). - Из самого народа еврейского «в то время славились некоторые мудростию; почему писатель упомянул о них, назвав поименно» (блаж. Феодорит, вопр. 17), таковы: «Бефан (LXX: Gaiqan, слав. : «Гефан»), Еман, Xалкол и Дарда». Все эти лица (с добавлением некоего Зимри) названы в 1 Пар II:6 сыновьями Зары (евр. Зерах, откуда и название Емана и Ефана - Езрахитяне). Ефан и Еман были левиты - певцы (1 Пар XV:17-19), кроме того, надписание имени первого стоит в заголовке Пс LXXXVIII (Евр 89), а второго - Ис LXXXVII (Евр 88). Вероятно, певцами и поэтами были и Xалкол и Дарда. В соответствии с тремя названными категориями мудрецов стоит указание произведений мудрости Соломона: 1) притчи, 2) песни и 3) произведения по естественной истории. Притча, евр. «машал», греч. parabolh, paroimia - краткое выразительное изречение, сжато выражающее мысль, применимую ко многим случаям жизни, - изречение, имеющее большей частью дидактическую цель (Притч I:1-8; X:1; XXV:1; XXVI:7, 9; Еккл XII:9; Иов XIII:12; XXVII:1). Круглое и определенное число Соломоновых притч 3000 показывает, что они были записаны в книгу, но библейская книга Притчей (Мишле) Соломоновых может заключать лишь незначительную часть всех притчей Соломона (в кн. Притчей всего 915 стихов), следовательно, остальные не сохранились. Еще менее сохранилось из песней (шир, wdh, carmen) Соломона, которых было 1005 (по LXX слав. - 5000): кн. Песнь Песней (шир-га-ширим) представляет Соломона действующим лицом, а не есть чисто лирическое произведение его вдохновения; принадлежность Соломону надписываемых его именем псалмов LXXI и CXXVI (евр. 72 и 127) оспаривается на том основании, что надписание это указывает не на авторство Соломона, а на посвящение их ему (в новое время толкователи считают Соломона писателем песней II и CXXXI). Во всяком случае, Соломон заявил себя творчеством в двух основных типах древнееврейской поэзии: дидактической (машал) и лирической (шир). Но мудрость Соломона выразилась не только в духовном, религиозно-нравоучительном творчестве, но и в естествоведении - сведениях по ботанике и зоологии. В первой - «от кедра до иссопа» (еzоb, usswpoV, ср. Исх XII:22; Лев XIV:4, 6; Чис XIX:6, 18; Пс L:9; в рассматриваемом месте, может быть, мох); во второй - о всех четырех категориях животного царства, признававшихся древними евреями: четвероногих, птицах, пресмыкающихся, рыбах (см. Быт VI:20; VII:8). Так, «Соломон описал свойства и силы трав, деревьев и даже бессловесных животных. Отсюда весьма многое заимствовали и написавшие врачебные книги, написанное Соломоном приняв для себя первым источником» (блаж. Феодорит, вопр. 18). Конечно, точные размеры знаний Соломона по ботанике и зоологии неизвестны (ср. Притч VII:17). Приписываемое Соломону И. Флавием (Древн. VIII, 2, 5) искусство входит в общение с демонами на пользу людям, а также заклинания и волшебные формулы с именем Соломона (Иуд. война I, 32, 2; II, 6, 3; VII, 6, 3) относятся уже к области мифологии, нашедшей полное развитие в Талмуде (тракт. «Гиттин») и затем в Коране (гл. 27, ст. 15 сл. : по Корану, Соломон понимал язык демонов, зверей, птиц, муравьев). Вся вообще мистическая литература Востока ставила себя в генетическую связь с именем Соломона. Мудрость Соломона привлекала к нему не только соотечественников, но и иноземцев, даже царей, как царица Савская (ст. 34, сн. X:1).

См. также Толкование на 3 Цар. 4:21