Толкования на 3 Цар. 6:18

Беда Достопочтенный

На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было

Мы уже говорили, что кедр обозначает превосходную красоту добродетелей. И вот, весь дом изнутри отделан этим деревом тогда, когда сердца праведников начинают сиять не чем иным, как любовью к делам добра, а на кедрах внутри тогда появляется искусная резьба, когда эти избранные соединяются друг с другом в великолепном союзе любви так, что, несмотря на бесконечное множество верующих, о них, тем не менее, с полным правом возможно сказать, что они имеют одно сердце и одну душу в силу разделяемой ими общей веры и общей любви. Точёные соединения, связывавшие доски, чтобы получалось одно целое, - это и есть сами обязательства любви, которыми удерживается святое братство и которыми оно во всём мире собирается в единый дом Христа. Кроме того, дом украшен резьбой тогда, когда святые, вовсе не тая и не скрывая дела добродетельные, а совершая их явно, всем показывают как пример для жизни, каковы они сами и что они делают, как поступал и апостол Павел, который своей проповедью Христа язычникам и личным страданием за Христа не только продемонстрировал свою высоту, но и в посланиях церквам повествовал о том, как много несчастий он принял за Христа и сколь великими откровениями восхищен был в блаженной славе. И когда слушателям своим без колебания он говорил: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11:1), то что он показывал, как не выставленные напоказ резные [украшения] в доме Господнем, которые, будучи явлены в нём в исключительной мере, доступны подражанию всех [людей]?

О храме.

Лопухин А.П.

На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было

(Ср. 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков koilan aglufa) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы (ст. 29, 32), пальмы (там же), колокинты - род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (сн. VII:19, 22, 26). Пальма - символ красоты, величия и нравственного совершенства (Пс XCI:13), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея («ludaea capta») изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм.