Толкования на 3 Цар. 7:16

Беда Достопочтенный

и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить на верху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце

Вершины столбов, то есть самые высокие части, - это сердца верных учителей, у которых устремлённые к Богу мысли направляют все их дела и слова, подобно тому как голова управляет всеми членами тела. Два венца, помещённые на вершинах столбов, есть два Завета, размышление над которыми и соблюдение которых целиком захватывает и душу, и тело святых учителей. Потому и верно, что венцы имеют высоту в пять локтей: писания Моисеева закона составляют пять книг, а всё собрание сочинений Ветхого Завета охватывает пять веков мира. Но и Новый Завет не учит нас чему-то отличному от того, что говорили Моисей и пророки: Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин 5:46). Моисей писал многое о Господе не только в образах, но и открыто, как в случае, когда он говорит об обетовании Аврааму словами Господа: И в семени твоем благословятся все племена земные (Деян 3:25), и когда своими словами говорит сынам Израиля: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам (Деян 3:22). Об этом пророчестве напомнил ученикам глас Отца с Небес, когда Господь явился им в славе с самим Моисеем и Илией на вершине горы: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5).

В удивительном согласии с Божественным замыслом благодать Нового Завета прежде была скрыта под покровом Ветхого Завета, теперь же его тайны открылись в свете Нового Завета. Это словно если бы смысл того, что каждый венец на двух столбах имел высоту в пять локтей, сводился к тому, что благодать совершенства Евангелия вложена и в Ветхий Завет, тайны которого запечатлены прежде в пяти книгах закона, или более полно собраны в пяти веках мира. Потому и случается, что всякий выдающийся проповедник, будь он послан к евреям или язычникам, укрепившись согласием свидетельства слова Божьего, держится верно и истинно правила веры и безупречного образа действий, а в проповеди своей знает, как выносить из сокровищницы своей новое и старое (Мф 13:52). И не только Заветы согласуются между собой в отношении Божественных тайн, но и все избранные, о которых и говорится в книгах этих Заветов, одарены единой верой и связаны между собой одной любовью.

О храме.

Лопухин А.П.

и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить на верху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце

См. Толкование на 3 Цар. 7:15