Толкования на 3 Цар. 8:1

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-2 Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона

Две недели [праздника] и две церковные службы были исполнены народом Господним с величайшей радостью. Первая из них послужила прообразом церковной службы нашей Церкви, которую начал Христос таинством освящения Своего храма и перенесением Своей плоти на Небеса. А вторая предсказывала последний день, величайший из торжественных дней, который будет сиять для всех святых после воскресения плоти. И распределение обязанностей и служений в небесном храме вечности последует после того дня. Поэтому праведные — это члены Христа, и у них будет не только одно дело или одна обитель на Небесах, согласно тому, что Господь говорит: В доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2).

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова.

Ст. 1–2 Бысть, яко соверши Соломон еже создати дом Господень, и собра вся старцы Израилевы в Сион, взнести кивот завета Господня из града Давидова, сей есть Сион

Мысль о создании храма взамен подвижной скинии впервые возникла у Давида и одобрена была другом его пророком Нафаном. Но в ту же ночь после этого одобрения Бог объявил Давиду чрез того же пророка, что он, как человек проливший много крови врагов, не созиждет храма Богу любви и мира, и что сие исполнится в мирное царствование сына его Соломона. Давид покорился воле Божией и занялся только заготовлением нужного для этого великого дела. Он заготовил множество золота, серебра и дорогих камней, сам начертал план и рисунки будущего здания и его принадлежностей, и все это, умирая, передал Соломону. Соломон заложил храм в четвертое лето своего царствования, в 480 году по исходе Израильтян из Египта, за 1017 годов до Рождества Христова. Постройка производима была в течении семи с половиною годов (3Цар. 6:37–38) под руководством художника Хирама, Еврея происхождением и Тирянина по месту рождения при участии 180 тысяч нанятых рабочих из Евреев и иноплеменников. – Место для храма было избрано еще при Давиде, во время моровой язвы, посланной Господом в наказание за произведенное Давидом без нужды народосчисление. Это место была гора Мория, купленная Давидом у владельца ее Иевусея Орны за 600 сиклей серебра, после того как явился на ней Давиду Ангел всегубитель с мечем простертым на Иерусалим и вслед затем по повелению Божию принесена была Давидом на сей горе жертва Богу. На жертву Господь ниспослал с неба огонь, и язва прекратилась. С сего времени Давид неоднократно приносил жертвы на горе Мории и назначил ее для построения храма. Священная важность этого места возвышалась еще преданием, что здесь Авраам приносил во всесожжение сына своего Исаака. – Работы по созданию храма кончены были в 8-й месяц (3 Цар. 6:38), а освящение его отложено было до следующего года и последовало в 7-ой в священном году и первый в гражданском месяце Тисри (3 Цар. 8:2). Освящение храма положено было совершить в этот месяц потому, что первая половина его проходила в трех праздниках. – Труб (1 день месяца), Очищения (10 день) и Кущей (15 день). К последнему празднику обязаны были являться, по закону Моисееву, все Израильтяне мужеского пола. Таким образом торжество освящения храма должно было увеличиться от совпадения с великими годовыми праздниками. – Празднование освящения началось в 8-й день месяца и продолжалось до 23-го дня со включением праздника Кущей (3 Цар. 8:65–66; 2 Пар. 7:9–10). – К участию в торжестве освящения Соломон собра вся старцы Исраилевы в Сионе. – Старцы Израилевы – это лица, имевшие судебную и начальственную власть в городах Израилевых, отправлявшие свою должность на площади у городских ворот (Иов. 29:7) и в качестве представителей своих сограждан присутствовавшие при общественных жертвоприношениях (1 Цар. 15:30). В этом качестве старейшины Израилевы, вместе с начальниками колен и главами семейств, должны были присутствовать и при освящении храма. Торжество освящения началось перенесением в храме ковчега завета с Сиона, из града Давидова, куда и собрал Соломон старцев. Сион – горная возвышенность на юге Иерусалима. Градом Давидовым, или крепостию Давидовою, она называлась потому, что на вершине ее сначала стояла Хананейская крепость, которую взял Давид, и которую он расширил, обстроил и обратил в свою резиденцию. Сюда же Давид с торжеством перенес ковчег завета, который по возвращении от Филистимлян, захвативших его при первосвященнике Илии, находился на северных границах Иудина колена, в гор. Кариафиариме, в частном доме, а не в скинии, бывшей в Гаваоне. Для помещения ковчега Давид устроил на Сионе новую скинию, оставив в Гаваоне ветхую Моисееву и назначив для служения в ней особого первосвященника с штатом священников и левитов. С неменьшею, чем при Давиде, торжественностию Соломон распорядился перенести ковчег завета с Сиона в новоустроенный храм на горе отделенной от Сиона долиною и находящейся на северо-восток от Сиона.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона

Освящение храма Соломонова. Перенесение ковчега.

Соответственно важности построенного храма для всей теократии, для всего народа, Соломон приглашает на освящение храма всех представителей народа («начальников колен, глав поколений» - термины, характеризующие родовой быт народа). Освящение было назначено на 7-й месяц - по древнехананейскому названию Афаним (евр. Этаним - месяц «даров или плодов», или «постоянных ручьев»), позже Тисри (у И. Флав. VIII, 4, 1 Θισρί), в котором праздновался, между другими, и торжественный праздник Кущей (Лев XXIII:39-43), привлекавший многолюдное стечение паломников в Иерусалим, и потому 7-й месяц был наиболее благоприятным для торжества освящения храма. Но в каком году произошло это освещение? Непосредственная связь VIII:1 с VII:51, как и самое существо дела, требуют признать, что вскоре по построении храм был освящен. Если по VI:38 храм был окончен в 8-м месяце (Буле) одиннадцатого года Соломонова царствования, то освящение, естественно, могло произойти только в 7-м месяце следующего, 12-го года царствования Соломонова, причем промежуточный срок (ок. 11 месяцев) мог быть употреблен на снабжение храма утварью и вообще на внутреннюю его отделку (ср. VII:14-51). Трудно согласиться с взглядом Эвальда, проф. Гуляева, что храм был освящен в 7-м месяце года окончания его, т. е. до полного завершения работ (в 8-м месяце). Но совершенно нельзя принять даты принятого текста LXX, по которому освящение храма совершено было уже по окончании дворца Соломонова, т. е. через 13 лет по построении храма: καὶ ἐγένετο, ὠς σονέτελεσεν Σαλομὼν τὸν οῖκον Κυρίου καὶ τὸν οῖκον αύτο῀υ μετὰ εἴκοσι ἔτη; последние слова - явно вставка из IX:1, 10, нарушающая связь глав VIII и VII и вносящая несообразную мысль, будто храм оставался не освященным целых 13 лет. Напротив, по евр. т., Иосифу Флавию (Древн. VIII, 4, 1) и Иудейскому преданию (Midrasch Wajikra Rabba к Лев X), освящение храма последовало вскоре за окончанием его.