Толкования на 3 Цар. 8:3

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова.

Ст. 3-4 И взята священницы кивот завета Господня и скинию свидения, и вся сосуды святые, яже в скинии свидения

О ношении священниками кивота завета упоминается в Библии четыре раза: они несли эту святыню при переходе чрез Иордан, потом при обхождении вокруг Иерихона, несли при Давиде на Сион, наконец, при Соломоне от Сиона несут в храм на горе Мории. В другое время, например, во время странствования Евреев в пустыне, кивот завета, завернутый священниками наглухо в завесу, могли носить левиты, – и носили на шестах, вдетых в кольца по углам кивота, не дерзая руками касаться его, равно как и других принадлежностей Святого Святых и Святилища под страхом смертной опасности (Чис. 3:4). Священники несли в храм кивот, вероятно, обнаженный от покровов. В одно время с ковчегом завета переносимы были в храм священниками, с участием левитов, скиния и сосуды ее, т.е. алтарь кадильный, столы, светильники и прочие утвари и сосуды, для хранения в одной из зал на верху Святилища и Святая Святых, потому что теперь с построением храма и устроением новых сосудов и утварей ее богослужебное употребление не находило более места. Спрашивается, о какой скинии здесь идет речь, о Давидовой ли, бывшей на Сионе, или о ветхой Моисеевой, бывшей в Гаваоне? С контекстом речи согласнее, по-видимому, разуметь первую, ибо в ней стоял ковчег завета, о котором здесь говорится, что его переносили священники, и ее-то можно было перенести, без затруднения во время народного торжества, по недальнему расстоянию Сиона от Мории. Но судя по тому, что перенесенная скиния названа в Еврейском тексте скиниею собрания, каковое имя принадлежало только скинии Моисеевой, а отнюдь не Давидовой, с вероятностию полагают, что перенесена была Моисеева, заранее взятая на Сион и уже отсюда на Морию. Оставлять скинию в Гаваоне неудобно было уже потому одному, что по закону Богослужение должно было совершаться в одном месте, и если оно совершалось доселе одновременно в разных местах, то потому, что не было еще устроено постоянное средоточие для церковной жизни. Куда девалась скиния Давидова, бывшая на Сионе, неизвестно, но Сион все еще оставался любимым именем у псалмопевцев и пророков, которое было употребляемо там, где речь шла собственно о храме или о горе на которой он был построен.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты

Принятый текст 70-ти здесь короче eвр., Vulg., слав. -русск. : не имеет начала 3-го стиха и конца 4-го. Но другие греч. списки (Комплют., Алекс., № 247 и др. у Гольмеса) имеют эти слова: первоначальность, видимо, на стороне текста еврейского. Ковчег завета при перенесении его в пустыне обыкновенно закрывался покрывалами, и несли его священники с левитами (Чис 4:5, 15) или одни священники (Нав 3:6; 4:1). В данном случае священники несли Ковчег Завета (ст. 6), левиты - прочие священные принадлежности, сохранявшиеся в скинии. Последняя тоже была перенесена в храм; доселе она была в Гаваоне (2 Пар. I:3, 4).