Толкования на 3 Цар. 8:9

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова.

И не бе в кивоте, кроме скрижалей завета, яже положи тамо Моисей в Хориве, яже завеща Господь

Скрижали с десятью заповедями закона, по повелению Божию, вложены были Моисеем для постоянного хранения в кивот завета (Исх. 25:16, 40:20), и хранились в кивоте неприкосновенно даже во время захвата его Филистимлянами. Кроме скрижалей в ковчеге ничего не было ни в скинии во все время ее существования, ни в храме, по крайней мере при Соломоне. Книга закона – подробных статей закона церковного и гражданского, разновременно данных Богом чрез Моисея, – хранилась одесную ковчега завета (Втор. 31:26). Не в ковчеге, а перед ним, поставлен был золотой сосуд с манною на память того, что Евреи в течение сорока лет странствования питались этою чудесною пищею (Исх. 16:34). Впоследствии к этой святыне присоединен был жезл Аарона процветший, для увековечения памяти о чудесном утверждении Аарона и его рода в правах первосвященнических (Чис. 17:10). Если же Ап. Павел в послании к Евреям (Евр. 9:4) говорит, что в ковчеге же вместе с скрижалями хранилась манна и жезл Ааронов, то надобно думать, или что манна и жезл вложены в ковчег уже после Соломона для вернейшего хранения, или что выражение в нем же, употребленное Апостолом относительно ковчега, как хранилища манны и жезла, можно понимать в более широком смысле, – именно в смысле – где. Так и переведено это выражение в Русском издании послания к Евреям. – Яже завеща Господь. – Яже это сказано о скрижалях, но относится собственно к заповедям, начертанным на скрижалях и составляющим условия завета с Богом со стороны Евреев.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.

Ср. Втор. 10:5; Евр. 9:4.