Толкования на 3 Цар. 8:39

Свт. Иоанн Златоуст

Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих

И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им (Ин 2:23-24). Ибо надежнее были те ученики, которые приходили ко Христу не только из-за знамений, но и из-за Его учения. Ибо знамения привлекали более грубых, а более разумных - пророчества и учения. Потому те, которые были пленены учением, были тверже привлеченных знамениями; их- то и Христос ублажал, говоря: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). А что последние были не из истинных учеников, показывает и добавление слов: Сам Иисус, - сказано, - не вверял Себя им. Почему? Потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин 2:24-25). Смысл этих слов таков: Он не внимал внешним словам, проникая в сами сердца и входя в помыслы; четко зная их временную горячность, Он не полагался на них, как на совершенных учеников, не доверял им всего учения, как уже ставшим твердыми в вере. А знать, что есть в сердце людей, свойственно только Богу, который создал наедине сердца их. Ибо сказано: Ты один знаешь сердца. Он не имел нужды в свидетелях, чтобы знать помышление Своих собственных созданий, потому и не полагался на них из-за их временной веры. Ибо люди, не знающие ни настоящего, ни будущего, часто без всякого колебания и говорят, и доверяют все даже таким, которые с хитростью приступают к ним и затем вскоре отступают. Но Христос не так, потому что Он отчетливо знал все сокровенное в них.

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих

См. Толкование на 3 Цар. 8:37