Толкования на 3 Цар. 12:25

Блаж. Иероним Стридонский

И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил

Мы читали в Книге Царств, что при Ровоаме, сыне Соломона, Иеровоам, сын Наватов, произвёл разделение народа и увёл десять колен в Самарию. Колена же Иуды и Вениамина остались под правлением Ровоама; также многие из колена Левия, жившие в Иерусалиме как священники и левиты (как написано в книге Паралипоменон), возвратились в храм Божий, то есть в Иерусалим. Таким образом, в Иудее было три колена: само Иудино - царствующее колено, Вениаминово, а позже и Левитово, из разных колен собравшееся в храме. Жители Самарии имели царя из колена Ефремова. Как те, кто царствовали в Иудее, были из колена Иудина, из дома Давидова, так и те, которые правили в Самарии, были из колена Ефремова, и цари их звались «Ефрем».

Гомилии на Псалмы.

Ориген

И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил

Во времена Ровоама народ был разделен на царство Иеровоама, состоящее из десяти колен, и царство Ровоама, состоящее из двух колен. И находящиеся под властью Иеровоама назывались Израиль, а под властью Ровоама - Иуда. И это разделение народа оставалось, согласно истории, до сих пор, ибо мы не знаем, чтобы история объединяла вместе Израиль и Иуду. Итак, сначала весьма согрешил Израиль под властью Иеровоама и его наследников, и настолько согрешил в отличие от Иуды, что был осужден промыслом на плен в Ассирию ассирийцев, как гласит Писание, до сего дня (4 Цар 17:23). После этого согрешили и сыны Иуды и были осуждены на плен в Вавилоне, не доныне, как Израиль, но на семьдесят лет, как пророчествовал Иеремия, о чем упомянул и Даниил.

Гомилии на Книгу Иеремии.

Следует быть особенно внимательным тому, кто читает Божественные книги как Божественные писания, смысл которых нам представляется примерно таким. Книги сообщают, что Бог избрал на земле некий народ, который называют многими именами. Ибо весь народ называется Израиль и именуется также Иаковом. Когда он был разделен во времена Иеровоама, сына Наватова, тогда десять колен, собранных под его властью, были названы Израиль, а два оставшихся и Левитово колено, над которыми царствовали потомки Давида, - Иуда. Вся местность, которую населяли люди из этого народа и которая была дана им Богом, называется Иудея, и Иерусалим - ее столица, то есть город, главенствующий над многими городами, названия которых рассеяны по разным местам, а собраны воедино в Книге Иисуса Навина. И поскольку это так, то апостол, возвышая наше умозрение, говорит в одном месте: Посмотрите на Израиля по плоти (1 Кор 10:19), ибо есть Израиль и по духу. И в другом месте он говорит: Не плотские дети суть дети Божьи (Рим 9:8), не все те израильтяне, которые от Израиля (Рим 9:6).

О началах.

Лопухин А.П.

И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; оттуда пошел и построил Пенуил

Первым делом Иеровоама было внешнее укрепление своего государства: постройка и укрепление важнейших в каком-либо отношении городов Сихема и Пенуила. Оба города давно существовали - с патриархальных времен: Сихем известен из истории Авраама (Быт XII:6), Иакова (Быт XXXIII:18-XXXIV) и Иисуса Навина (Нав XX:7; XXIV:1); сыном Гедеона Авимелехом он был разрушен (Суд IX:45), но затем был восстановлен (ст. 1 данной главы), и Иеровоам должен был лишь укрепить и обстроить Сихем как столицу в начале своего царствования. Пенуиль, у 70-ти слав. Fanouhl. Фануил, встречается в истории патр. Иакова (Быт XXXII:30. Onomast. 918), находился при потоке Иавоке в Заиорданье (сближается теперь с развалинами Эл-Маара). Гедеоном впоследствии был разрушен (Суд VIII:9, 17). Иеровоам укрепляет его частью против нападений моавитян, частью от Иудейского царства. По предположению Stada (Gesch. I, 351), Иеровоам даже перенес резиденцию свою за Иордан в Пенуил по случаю разрушения Сихема при нашествии Сусакима (XIV:25).