Толкования на 3 Цар. 14:21

Ориген

Ст. 21-23 Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка. И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом

Поскольку наш Господь и Спаситель пришел для того, чтобы взять на себя грехи людей, и Бог не Знавшего греха сделал для нас жертвою за грех, потому, нисходя в мир, Он принял облик грешных и порочных людей и пожелал родиться из рода Соломона, чьи грехи описаны, и Ровоама, о преступлениях которого сообщает [Писание], и прочих, многие из которых делали неугодное пред очами Господа.

Гомилии на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 21-24 Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка. И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых

Царствование Ровоама, продолжительность - 17 лет, и общий характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его, аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней, ст. 21 и 31). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3 Цар о царствовании Ровоама должен быть восполнен подробным 2 Пар XI:5-23; XII:1-16, откуда, между прочим, видно (XI:17), что в первые 3 года своего царствования Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского; только уже «когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2 Пар XII:1). Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты, статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования Соломона, 3 Цар XI:4-8), но и наиболее омерзительный вид идолослужения: религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр., Астарты-Ливры (как и вавилонской Белиты): блудники, Vulg. : effeminati, евр. кадеш, кадешим, собств.: посвященный (соотв. греч. ὶερόδουλος) - мужчины, предававшиеся разврату в честь божества (Втор XXIII:18; 3 Цар XXII:47; XV:12; 4 Цар XXIII:7); равным образом, и даже преимущественно, этим занимались и женщины, кедешот, (Ос IV:14; Втор XXIII:18; Быт XXXVIII:21 сл.). LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст, 24: σύνδεσμος ἐγενήθη ἐν τῆ γῆ, смешение бе в земли (ср. блаж. Феодорит, вопр. 45).