Толкования на 3 Цар. 16:1

Прп. Ефрем Сирин

И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе

[Вааса] был помазан на царство Богом и послан восстановить истинную религию, разрушенную Иеровоамом и его преемником Наватом, и воздать отмщение за все зло, нанесённое и делами, и нечестивостью. И ему удалось наилучшим образом исполнить первую задачу, ибо он окончательно искоренил потомство как Иеровоама, так и Навата. Что касается второй задачи, то он к их нечестивости прибавил собственную порочность и глупость, поклоняясь идолам обоих [предшественников] и вовсе не уничтожив тельцов, сделанных Иеровоамом, а даже поощряя своих подданных восхищаться ими.

Но пророк Иуй сурово осуждает неблагодарную душу Ваасы в этом фрагменте и говорит об отмщении, которое скоро настигнет его. Потому Вааса лишился и царства и жизни. А после убийства Илы, его сына и преемника, на второй год его царствования, Замврий взял власть в свои руки и держал ее, как написано, семь дней. Затем его город Фирцу осадил Амврий, и после того как город был взят, Замврий нашел убежище во дворце и зажег за собою царский дворец. Амврий, основатель Самарии, воцарился после него. Он умер спустя двенадцать лет, оставив царство сыну.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 1-7 И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе: за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова; кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные. Прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила, сын его, вместо него. Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был

Суд Божий над Ваасою, царем Израильским

Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка Ииуя (евр. Йегу, Vulg. : Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских (4 Цар IX:2 сл. ), встречается только в данном месте и 2 Пар XIX:2 сл. (ср. 2 Пар XX:34); вероятно, отец пророка Ииуя Анания (3 Цар XVI:1) - одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу (2 Пар XVI:7, 10). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3-4) изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии - на дом Иеровоама (XIV:10-11) и пророка Илии - на дом Ахава (XXI:23-24).