Толкования на 3 Цар. 16:29

Лопухин А.П.

Ст. 29-33 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева

и Ахав

Общий взгляд на царствование 8-го израильского царя, сына Амврия, Ахава: (LXX: Acaab, слав.: Ахаав) крайнее нечестие этого царя. Отдельные события его царствования излагаются ниже: гл. XVII-XXII:40; здесь же (XVI:30-33) делается общее введение к повествованию о царствовании Ахава и устанавливается религиозно-теократическая точка зрения на деятельность Ахава, его религиозный синкретизм. С точки зрении политических интересов страны Израильской, сближение Ахава с финикийским царем могло быть столь же благодетельно в культурном смысле для Израильского царства, как и сношения Соломона с Xирамом - для царства Еврейского. Для Ахава, кроме того, могло быть особое побуждение обратиться к Финикии за помощью и союзом: предусмотрительный политик должен был противопоставить угрожающей с востока силе завоевательной Сирии и Ассирии сплоченный союз Израиля и Финикии. Но полезный в политико-экономическом отношении союз Ахава с Финикией оказался чрезвычайно вредным в религиозно-нравственном отношении: не довольствуясь близким к язычеству почитанием Иеговы в образе золотых тельцов, Ахав, вследствие брака своего с Иезавелью, дочерью финикийского царя Ефваала (евр. Етбаал, у И. Флав. Древн. VIII, 13, 1-2; прот. Апиона I:18 - eiqwbaloV), бывшего жрецом Ваала и Астарты, - ввел в Израильском царстве формальное отправление культа Ваала [ О культе Ваала см. Movers, Religion der Phonic., s. 184. Кейль, Руководство к библейской археологии, рус. перев. (Киев 1871), ч. I. с. 571 сл. М. Пальмов, Идолопоклонство у древних евреев. Спб. 1897, с. 217-234. О хамманим и маццебот - у проф. А. А Олесницкого, Мегалитические памятники святой земли, Спб., 1895, с. 60-78] (евр. (габ. ) Баал, господин, владыка). Ваал первоначально (как и вавилонск. Бель) общее семитское название божества, но затем специально собственное имя главного финикийского бога солнца, преимущественно как носителя и принципа физической жизни, и производительной силы природы, мыслимой в качестве истечения из существа Ваала. Как богу солнца, Ваалу посвящались: 1) т. наз. хамманим, солнечные или огненные столбы или конусообразные статуи (Ис XVII:8; 2 Пар XXXIV:4) - из золота, смарагда (в храме Тирского Ваала - Мелькарта стояли две таких статуи - одна из золота, другая из смарагда. Herodot, II, 44); 2) маццебот - статуи или вообще памятники из камней, а также деревянные стелы (Лев XXVI:1 и др. ): такую стелу (евр. маццеба) сделал Ахав для Ваала в Самарии, и только сын его Иорам удалил ее (4 Цар III:2); впоследствии много статуй Ваала было уничтожено и сожжено Ииуем (4 Цар X:26-27); 3) наконец, Ваалу, как главному из языческих божеств, посвящались капища и храмы (Суд IX:4, 46; 3 Цар XVI:32; 4 Цар X:21, 25; XI:8; 2 Пар XXIII:17). Такой храм Ваалу соорудил и Ахав в Самарии (ст. 32), вероятно, под влиянием фанатично преданной этому культу жены своей Иезавели, сделавшейся в Библии синонимом нечестия и порочности (Откр II:20). Рядом с мужским божеством Ваалом Ахав ввел и женское Астарту - Ашеру (ср. XIV:15), которой посвятил особую статую с рощей при ней (ст. 33). Как широко развит и как сложно организован был введенный в Израильском царстве Ахавом культ Ваала и Астарты, видно из того, что при Ахаве здесь было 450 пророков Ваала, 400 пророков Астарты - Ашеры (3 Цар XVIII:19).