Толкования на 3 Цар. 17:8

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 8-9 И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя

Как и через кого Господь повелел это вдове, если в то время почти не было пророков, кроме блаженного Илии, с которым Бог разговаривал совершенно явно? Хотя жили в то время сыновья некоторых пророков, они опасались гонений Иезавели так сильно, что едва могли спастись, даже скрываясь. Я повелел там женщине вдове, - говорил Господь. А как повелевает Господь, если не внушает то, что есть добро, Своей благодатью внутри души? Так, Бог говорит внутри каждого человека, который творит добро, а потому и не может никто хвалиться собой, но только Господом. И почему так случилось, что никакая вдова среди иудеев не удостоилась кормить блаженного Илию и он оказался посланным к женщине-язычнице, дабы она кормила его? Та вдова, к которой был послан Илия, была образом Церкви, подобно тому как вороны, служившие Илии, были образом язычников. Итак, Илия пришёл к вдове, потому что Христу предстояло прийти к Церкви.

Проповеди.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 8-9 И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя

Господь посылает Илию в город [язычников], чтобы тот сменил гнев на милость. Давший ему власть над дождем и росой не хотел силой отнимать у него дарованное. Он желал помочь миру, который терзался голодом, но лишь с согласия Своего слуги. Потому Он посылает Илию в большой город Сарепту, остававшийся скрытым до того времени в долине Хорафа, чтобы он мог своими глазами увидеть отчаяние его обитателей, тем более что они не давали к этому повода, потому что не причастны были к отступничеству Ахава. Если же они и не соблюдали закона Моисеева, то и не смеялись над ним, ибо закона они не знали.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3 Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу.

Ст. 8-9 И бысть глагол Господень ко Илии, глаголя: востани и иди в Сарепту Сидонскую, и пребуди тамо: се бо заповедах жене вдовице препитати тя

Финикийский город Сарепта, куда посылается Илия, находился на берегу Средиземного моря между Тиром и Сидоном. Некогда он был цветущим городом, славился виноградниками, также медными и железными рудниками (Втор. 33:25). Ныне на месте Сарепты находится бедная магометанская деревня с развалинами древних зданий. Зачем повелевается пророку искать убежища за границею, в языческой стране? Без сомнения, под покровом Божиим Илия везде мог быть безопасен, даже вблизи жесточайших врагов своих. Но дело было не в одной безопасности, а главным образом в нравственном значении удаления пророка из отечества. Это удаление оправдывалось теми же побуждениями, по каким Господь Иисус во время Своего общественного служения предпочел жить и чудодействовать в Капернауме и покинуть родной Свой город Назарет. Жители последнего не ценили великой чести видеть в среде своей Иисуса и потому недостойны были пребывания Его среди них. В подобном положении, по слову Христа, находился и пр. Илия в отношении к своим соотечественникам. Многи вдовицы, сказал Христос, беша во дни Илиины во Исраили и ни к единой их послан бысть Илия токмо в Сарепту Сидонскую к жене вдовице (Лк. 4:25–26). Эта жена, хотя жила в языческой среде, и сама была, конечно, язычница, судя по тому, что Бога Израилева она называла Богом Илии, оказалась, однако, достойнее, чем Израильские вдовицы, чести принять к себе Илию, ибо явила в отношении к нему такую доброту и усердие, какой нельзя было ожидать в семьях Израильских. Пример ее в этом случае служил сильным обличением для соотечественников пророка. Подобное обличение для современных Христу Иудеев имел поступок Самарянина, изображенный в Евангельской притче, и покаяние Ниневитян. – Посылая ко вдовице, Господь сказал пророку: заповедах жене вдовице препитати тя. Не видно, чтобы дана была ей положительная заповедь об этом, поэтому заповедах значит «устроил, определил», чтобы жена оказала гостеприимство Илии, хотя она сама умирала от нищеты и голода.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя

Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи

Теперь промысл указывает пророку новый путь, повелевая ему идти в Сарепту Сидонскую, где некая женщина вдова, по повелению Иеговы, имела питать пророка. Сарепта (ср. Авд 20), евр. Царфата; LXX: Sarepta; Vulg. : Sarephta; у И. Флавия Sarefqa, - старый приморский финикийский город между Тиром и Сидоном, в 10 римских милях (15 километр., ок. 14 верст с лишком) от последнего; теперь деревни Сарафанд (Robinson, Palast III, 690. Ср. Onomastic. 831. И. Флав. Древн. VIII, 13, 2).

Это повеление Божие пророку оставить землю Израиля и искать убежища за пределами ее, в языческом городе и в семье иноплеменницы, по словам блаж. Феодорита (вопр. 53), показывает, что если бы видел Бог в иудеях постоянный образ мыслей и твердую веру, то не повелел бы избегать общения с иноплеменниками, а напротив того, потребовал бы, чтобы жили с ними вместе и проповедовали им благочестие (Исх. 34:16). Пророку же, который мог оказать благодеяние, не только не воспретил, но даже повелел идти к иноплеменнице. Xотя ближайшей целью удаления пророка за границу могла быть большая безопасность от руки царя израильского, но вместе с тем выбор именно дома сарептской вдовы для пребывания пророка показывает, и слово Xриста Спасителя несомненно уверяет нас в том (Лк. 4:25-26), что в Израиле в те дни не нашлось столь верующей, благочестивой и вообще достойной семьи, как личность и семья вдовы сарептской.