Толкования на 3 Цар. 18:21

Прп. Ефрем Сирин

И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова

Вот, удивительно, почему царь послушал Илию, который просил его собрать всех людей; и почему люди смиренно повиновались ему, несмотря на то, что он нещадно корил их за их мерзости; и почему он получил одобрение на состязание с пророками Ваала. Верно то, что они не могли избежать встречи с ним, и в действительности даже искали её, если является правдой то, что говорят некоторые учёные. Мы ведь знаем, что и в наше время лжецы и обманщики делают то же самое. Итак, они думали, что пророки Ваала сделают жертвенник и скроют в нём человека, чтобы он по их знаку зажег огонь, который поглотит дрова и тельца на жертвеннике. Будучи уверенными в своём замысле, они пришли состязаться, предвкушая радость грядущей победы и провоцируя Илию.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова

Храмлете на обе стороны, то есть то Богу работаете, то Ваалу (Ср.: 3 Цар. 18:21), или - то Богу, то чреву.

Дневник. 1863-1864

Лопухин А.П.

Ст. 21-25 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте

Ввиду предстоящего испытания силы Иеговы и Ваала пророк Илия упрекает народ за допущенный им религиозный синкретизм - одновременное служение Иегове и Ваалу (ср. блаж. Феодорит, вопр. 57): выражение «долго ли вам хромать на оба колена», имеющее характер пословицы, заключает в себе ту мысль, что чистое идолослужение в некотором отношении лучше безразличного колебания между религией Истинного Бога и культом Ваала. Не получив ответа на свой упрек от народа, пророк указывает (ст. 22), что он здесь один из пророков Иеговы (в других местах Израильского царства оставались и еще пророки Иеговы, ср. ст. 4, 13; 4 Цар II:3, 5), а пророков Ваала - 450. (LXX добавляют в ст. 22: καὶ οἱ προφῆται τοῦ ἄλσους τετρακόσιοι; слав.: и пророков дубравных четыреста; добавление, видимо, заимствованное из ст. 19: жрецы Астарты-Ашеры не присутствовали на Кармиле, как видно и из ст. 25, 40). К ним и обращается пророк с предложением, ст. 23-25, принести здесь жертвы: жрецы - Ваалу, а пророк - Иегове, - при равных условиях (не подкладывая огня, ст. 23, 25), причем пророк предоставляет жрецам принести жертву прежде него (ст. 25), «чтобы постыжденные служители лжи не сказали, будто Ваал огорчился, что не ему первому воздан дар» (блаж. Феодорит, вопр. 58), а вместе и с той целью, чтобы впечатление силы и величия Иеговы, при ниспослании Им огня (ст. 24; ср. 38), более запечатлелось в сознании народа - после того как ранее будет показано ничтожество Ваала.

Толковая Библия.