Толкования на 3 Цар. 18:41

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 41-42 И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими

Илия, убедившись, что люди благодаря явленному им чуду оставили злые помышления, и что их обманщики - пророки Ваала - понесли заслуженное наказание, мудро пророчествует и предсказывает царю дождь. Тогда он просит Господа своего о новом чуде, чтобы подтвердить первое и выполнить свое обещание, ибо он обещал людям дождь, если они раскаются в своем беззаконии. Он предсказывает [грядущий дождь], потому что уверен, что Бог примирится с народом Своим, после того как он раскаялся и истребил вводивших их в заблуждения пророков.

Илия не идет в Иерусалим принести жертву Господу, хотя знает требование закона, запрещающего иудеям приносить жертвы вне мест, которые Бог указал им как святые. Он идет на вершину Кармила, чтобы просить дождя, хотя знает, что Соломон упоминал дождь в своей молитве за народ, и Господь обещал ему, что даст дождь тем, кто будет молиться Ему в Иерусалимском храме. Тем не менее Илия молился, чтобы они узрели чудо, ибо многие из них до сих пор не понимали, что голод, от которого они страдают, был послан Господом через Илию по молитве его. Дабы ясно показать, что Илия заключил небо, а теперь отверзает его, нужно было, чтобы люди видели, как пророк преклоняет колени в молитве и как по молитве его нисходит дождь.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 41-46 И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя. И пошел Ахав есть и пить, а Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: «запрягай колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь». Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля

По прекращении бедствия засухи по слову пророка (XVII:1), Ахаву, присутствовавшему при избиении жрецов, пророк советует «есть и пить», т. е. успокоиться и подкрепиться (ср. Исх XXIV:11; Лк XII:19), так как народ возвращен к Богу и должна начаться нормальная жизнь, с чем вместе прекратится и народное бедствие. В предчувствии дождя пророк погружается в молитвенное состояние: наверху Кармила он «наклонился к земле, и положил лице свое между коленами» (ст. 42) - обычное на Востоке (напр., в Индии, Персии) положение человека, погруженного в молитву и созерцание. После непродолжительного ожидания малое облачко c моря (нередко, по описаниям морских путешествий, предвещающее начало обильного дождя) возвестило пророку наступление обильного дождя, что и последовало. Ахав, потрясенный и умиленный всем происшедшим (у 70-ти и в славянском тексте в ст. 45 имеется добавочное слово об Ахаве: kai ekcaie; слав.: и плакася), спешно поехал в резиденцию свою в Изрееле (евр. Изреел, LXX: 'Iezrael, 'Iezrael; ср. XXI:1; 4 Цар IX:25; - позже: равнина Ездрилон, Иудифь I:8, теперь Зерын, Onomast. 545, см. замеч. к IV:12); пророк же, желая утвердить в душе Ахава это спасительное настроение, пробегает, укрепляемый силой Божьею (ст. 46 ср. 4 Цар III:15), все немалое пространство от Кармила до Изрееля (ок. 240 стадий или 46 верст) пред колесницею Ахава. Из следующей (XIX) главы видно, как неглубоко было преобразующее влияние кармильского события на душу Ахава.