Толкования на 4 Цар. 3:15

Свт. Иоанн Златоуст

теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея

Пришел сведущий в пении, и в то время, когда он пел, – говорит Писание, – сошел на Елисея Святой Дух. Что же? Разве Дух Святой очаровывается звуками и привлекается пением, если Он опочил в пророческой душе? Чтобы при­звать к себе Святого Духа, для этого достаточно было чистоты пророка. Зачем же он в таком случае говорит: дайте чело­века, умеющего петь? Не для того, чтобы усладить Духа псалмо­пением, но для того, чтобы, в то время, как тот пел, ум пророка, обновившись, сделался достойным посещения его Свя­тым Духом. Для того он призывает Духа, чтобы показать, что Он очарован не псалмопением, а душою, пробужденною псалмопением. Он сошел не на певца, а на слушателя.

Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов.

Прп. Ефрем Сирин

теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея

Писание упоминает музыкальный инструмент, который производит звуки, или арфу, как написано на иврите, чтобы благодаря звукам музыки все воины могли собраться вокруг него, и смогли понять, что их собрали, чтобы поразить врага, и чтобы засвидетельствованы были слова (Елисея). И когда произойдёт чудо, они не смогут приписать его Ваалу, или идолам, которым поклонялись, ведь было полно идолопоклонников в войске.

Комментарии на 4-ю книгу Царств.

Прп. Максим Исповедник

теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея

…Елисей попросил у царей привести юношу, умеющего петь со знанием дела, то есть 
разумеющего и способного посредством реченного передать душе и запечатлеть в ней заключенный [в рече
нии] смысл. Такой [псалмопевец] может не только усмирить гнев, но и изгнать бесов, то есть не только угасить 
плотские страсти, но и изгнать пробуждающих эти страсти бесов, наподобие великого Давида, изгонявшего зло
го духа Саулова.

Вопросы и затруднения.

Лопухин А.П.

теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея

В том, что пророк Елисей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на Иорама (ст. 13-14) прибегает к действию струнной музыки, после чего «была рука Господня на нем» (ср. 3 Цар XVIII:16; Иер I:9), усматривается, во-первых, известный древности обычай прибегать к музыке (ср. 1 Цар XVI:16) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения или возбуждения (подобное Цицерон говорит о пифагорейцах); во-вторых, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах (1 Цар X:5 сл.), с которыми, как сказано, пророк Елисей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, «священники, по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты - гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из сих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать» (вопр. 12 на 4 Цар).