Толкования на 4 Цар. 11:1

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя. Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату; и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен. И был он с нею скрываем в доме Господнем шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею

Сохранение царственного дома Давидова в лице единственного отпрыска его - малолетнего Иоаса

Гофолия (евр. Аталиа - по предложению, «велик есть Иегова»), «мать Охозии, жена Иорама, достойная дочь Ахава и Иезавели (ср. VIII:26), по смерти Охозии (IX:27), не останавливается для достижения властолюбивых стремлений своих перед всецелым истреблением царствующего иудейского дома (по общему обычаю восточных узурпаторов). Однако ради заветного обетования Иеговы Давиду - оставить светильник на престоле (2 Цар VII:16; 3 Цар XI:36; 4 Цар VIII:19) - чудом спасся в одном из помещений при храме; спасла его родная тетка - Иосавеф (евр. Иегошева), бывшая, по 2 Пар XXII:11, женой первосвященника Иодая. Так, по замечанию блаж. Феодорита (вопр. 35), «премудро правящий всем Владыка предустроил, что священное колено вступило в единение с коленом царственным, и премудрый иерей поял в супружество Иосавеф, дочь Иорама, для сохранения искры царского племени».