Толкования на 4 Цар. 11:13

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 13-18 И услышала Гофолия голос бегущего народа, и пошла к народу в дом Господень. И видит, и вот царь стоит на возвышении, по обычаю, и князья и трубы подле царя; и весь народ земли веселится, и трубят трубами. И разодрала Гофолия одежды свои, и закричала: заговор! заговор! И дал приказание Иодай священник сотникам, начальствующим над войском, и сказал им: «выведите ее за ряды, а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом», так как думал священник, чтобы не умертвили ее в доме Господнем. И дали ей место, и она прошла чрез вход конский к дому царскому, и умерщвлена там. И заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом, чтоб он был народом Господним, и между царем и народом. И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками. И учредил священник наблюдение над домом Господним

Пока все это совершалось в доме Господнем, Гофолия, встревоженная криками бегущего народа и шумом толпы, побежала в храм. Но в то время, когда она пыталась сдержать буйство толпы своим присутствием и голосом, ее схватили телохранители царя, вывели за пределы дома Господнего, где и убили по приказу священника, чтобы ее кровь не осквернила дом Господень. Таким образом, пророческие предсказания об уничтожении рода Ахава постепенно, через ряд смертей, совершились.

После того как царство умиротворилось и [существовавшие] проблемы были улажены, Иодай посвятил себя восстановлению религии Бога, разрушенной Иорамом и его последователями. В первую очередь он убедил царя и весь народ возобновить завет, заключенный с Богом их отцами, в соответствии со словами традиционного обряда и принести клятву взаимного доверия. После этого он стал разрушать все, связанное с новыми культами, и видел, что весь народ единодушен с ним. Итак, собрав сотников и телохранителей, он немедленно вошел в дом Ваала, и они разрушили его жертвенники, разбили его изображения и убили Матфана, жреца этого нечестивого культа. Благодаря авторитету Иодая и благочестивому соблюдению закона почти восстановился порядок священного служения, жертвоприношений и обрядов - с тем же почтением, как это было во времена царя Давида.

Комментарии на 4-ю книгу Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 13-18 И услышала Гофолия голос бегущего народа, и пошла к народу в дом Господень. И видит, и вот царь стоит на возвышении, по обычаю, и князья и трубы подле царя; и весь народ земли веселится, и трубят трубами. И разодрала Гофолия одежды свои, и закричала: заговор! заговор! И дал приказание Иодай священник сотникам, начальствующим над войском, и сказал им: «выведите ее за ряды, а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом», так как думал священник, чтобы не умертвили ее в доме Господнем. И дали ей место, и она прошла чрез вход конский к дому царскому, и умерщвлена там. И заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом, чтоб он был народом Господним, и между царем и народом. И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками. И учредил священник наблюдение над домом Господним

Гибель Гофолии. Религиозный отпечаток первого времени царствования Иоаса

Привлеченная необычным шумом народных восклицаний Гофолия, как чтительница Ваала (ст. 18) не бывавшая в храме, теперь бежит в храм и здесь видит поразительную картину, предвещавшую конец ее царствования и жизни; умерщвлена она (ст. 16) была, по И. Флавию, в долине кедронской (Древн. IX, 7, 3; ср. блаж. Феодорит, вопр. 38); «вход конский к дому царскому» (ст. 16), вероятно, тождествен с «воротами конскими» (Иер XXXI:40; Неем III:28) - на восточной стороне храма и города.

Доставив царский престол иудейский законному наследнику его из рода Давидова, Иодай спешит восстановить в Иудее религию Иеговы, попранную нечестием и язычеством Гофолии, Иорама и Охозии, возобновляет завет народа и царя с Иеговой, чтобы первый был народом Иеговы (ст. 17, сн. Исх XIX; Втор IV:20), а затем нормирует отношения между народом и царем. Последствием первого завета явилась особенная ревность народа по Иегове, побудившая его разрушить храм Ваала (неизвестно, кем построенный в Иерусалиме; вероятно, Гофолией еще при Иораме, ср. 4 Цар VIII:18), уничтожить все принадлежности культа Ваала и умертвить главного его жреца Матфана (ст. 18). После этого Иодай мог беспрепятственно учредить наблюдение (евр. лекуддот, блюстительство) над храмом, т. е. возобновить учрежденный еще Давидом (1 Пар XXIV) порядок службы при храме священнических и левитских фамилий, порядок, пришедший в забвение за время Иорама, Охозии и Гофолии; между тем установить определенный штат наблюдателей за храмом важно было и для предупреждения в будущем тех посягательств на достояние храма, какие имели место при Гофолии (2 Пар XXIV:7).