Толкования на 4 Цар. 25:22

Свт. Климент Александрийский

Ст. 22-30 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, - над ними поставил начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова. Когда услышали все военачальники, они и люди их, что царь Вавилонский поставил начальником Годолию, то пришли к Годолии в Массифу, и именно: Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танхумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина, они и люди их. И поклялся Годолия им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам. Но в седьмой месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Массифе. И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев. В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его

На двенадцатом году царствования Седекии, за семьдесят лет до владычества персов, Навуходоносор воевал с финикиянами и иудеями, как повествует о том Берос в «Историях халдеев». Юба же, в писании «Об ассирянах», сообщает, что заимствует исторические сведения у Бероса и, таким образом, свидетельствует о правдивости этого мужа. Итак, Навуходоносор, ослепив Седекию, отводит его в Вавилон, а весь народ, за исключением немногих, бежавших в Египет, переселяет. И продолжался этот плен семьдесят лет. Иеремия же и Аввакум пророчествовали еще и при Седекии. На пятом году его царствования пророчествовал в Вавилоне Иезекииль, а после него Наум, затем Даниил. После Даниила при Дарии I-м пророчествовали в течение двух лет Аггей и Захария, а после него - один из двенадцати, Вестник [Малахия].

Строматы.

Ориген

Ст. 22-30 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, - над ними поставил начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова. Когда услышали все военачальники, они и люди их, что царь Вавилонский поставил начальником Годолию, то пришли к Годолии в Массифу, и именно: Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танхумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина, они и люди их. И поклялся Годолия им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам. Но в седьмой месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Массифе. И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев. В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его. И содержание его, содержание постоянное, выдаваемо было ему от царя, изо дня в день, во все дни жизни его

Иеремия называет этого сына Иоакима Иехонией, и фараон Нехао назвал его отца, называемого Элиакимом, Иоакимом, которого вавилонский [царь], выведя, низверг пред вратами, как говорит пророк Иеремия и Иосиф в книге Древностей. Другие же списки назвали перстень печатью. И всякий, кто принимает через покаяние то, что по образу, тот становится печатью или оправой на деснице Божьей. Ибо благие дела подразумеваются под десницей Бога, Который ставит овец одесную. Эту печать дал отец вернувшемуся блудному сыну. Если бы Иехония стал им, он стал бы прообразом благочестия для внемлющих, но он не стал. Однако, видимо, он послушался пророка, который сказал: Кто выйдет и предастся халдеям, осаждающим вас, тот будет жив (Иер 21:9). Ибо он вышел, ведя и мать, и знатных людей, перейдя к вавилонянам. Но, хотя он проявил, как сказано, совершенное покаяние, так что стал печатью праведности (Рим 4:11) в обрезании, по слову божественного апостола, и, соответственно, казался одесную Бога, он все равно понес наказание, подвергаясь ему за прежние согрешения, хотя, конечно, и более умеренное. Ибо, смиренный в Вавилоне темницей и оковами, при Евиладе Мародахе он был отпущен на свободу, став сотрапезником царя и таким образом закончив жизнь на чужбине.

Гомилии на Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

Ст. 22-26 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской, который оставил Навуходоносор, царь Вавилонский, - над ними поставил начальником Годолию, сына Ахикама, сына Шафанова. Когда услышали все военачальники, они и люди их, что царь Вавилонский поставил начальником Годолию, то пришли к Годолии в Массифу, и именно: Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танхумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина, они и люди их. И поклялся Годолия им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам. Но в седьмой месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Массифе. И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев

Оставшееся в Иудее население; убийство Годолии и массовое бегство иудеев в Египет

Сокращенная передача того рассказа, который подробно содержится в книге пророка Иеремии: (XXXIX:11-XLIII:7), Годолия, сын Ахикама, был наиболее видным из числа благоразумных граждан Иудейского царства, которые верили и готовы были следовать совету пророка Иеремии Седекии - добровольно предаться вавилонскому царю (Иер XXXVIII:17). Как человек благородного духа (Иер XL:16), Годолия получил поручение освободить Иеремию (XXXIX:14) и облечен был званием вавилонского наместника над оставшимся населением Иудеи (Иер XL:7, 10). Избрав местопребыванием своим Массифу (город в Вениаминовом колене (Нав XIII:26) к северо-западу от Иерусалима), Годолия образовал вокруг себя стражу из иудеев и халдеев, и при поддержке пророка Иеремии и Варуха пытался организовать бедное население Иудеи в оседлую общину (Иер XL:6, 8; XLI:3, 5; XLIII:6), но был злодейски умерщвлен спустя 2 месяца (ст. 26. Иер XLI:2 и д.). Нетофаф - город в уделе колена Иудина, близ Вифлеема (Неем VII:26; 1 Езд II:22; 1 Пар II:54), отождествляют с нынешним Bett-Nitiz (Onomast 747). Область Мааха лежала на севере Заиорданской страны при подошве Ермона (Втор XIII:14; Нав XIII:13).