Толкования на Аг. 2:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-8 И ныне укрепляйся, Зоровавелю, глаголет Господь, и укрепляйся, Иисусе, сыне Иоседеков, иерею великий, и да укрепляются вси людие земли, глаголет Господь [Вседержитель], и творите: зане аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель: слово еже завещах с вами, егда исходисте изъ земли Египетския, и Дух мой настоит посреде вас: дерзайте, зане сице глаголет Господь Вседержитель: еще единою аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки, и приидут избранная всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель: Мое сребро, и мое злато, глаголет Господь Вседержитель

Не дозволяет предаваться беззаботности и подвергаться страхам до бездеятельности, напротив того, возбуждает их к трудолюбию и вызывает у них сильное рвение. А вместе с тем приготовляет их к вере и делает твердыми, говоря, что им надо дерзать, и обещает еще большее этого и вожделеннейшее – быть с ними. А каким это образом, присоединил, говоря: «Дух мой настоит посреде вас, дерзайте».

Едва ли кто, обладающий здравым смыслом и твердым умом, усомнится в том, что благородно трудящимся на созидание божественного храма, то есть церкви, Бог дарует силу и сообщит дерзновение, потому что будет соприсутствовать чрез Духа Святого, и у них успешно совершится все то, посредством чего они смогут явить свою собственную жизнь великолепным и преславным храмом. Так и Господь святым апостолам, долженствующим созидать Церковь и уверовавших собирать в святой храм, почел необходимым сказать, что «се Аз с вами есмь» (Мф. 28:20). А что Он снова должен был быть с ними чрез Духа, это Сам Он ясно открывает, то говоря: «не оставлю вас сиры, прииду к вам» (Ин. 14:18), то поставляя на вид образ отшествия, когда говорит опять: «уне есть вам, аще Аз отиду: аще бо Аз не отиду, утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю его к вам» (Ин. 16:7). Итак, пребывает со строящими Ему (храм), но удаляется и совсем отделяется от отрекающихся от Него, каковыми могут быть также и те, кто по внушению Вельзевула «речет анафема Иисуса» (1 Кор. 12:3), кои развращают все правое и вливают погибельный яд в души простецов.

Обращает речь к церкви из язычников и ко временам пришествия Спасителя нашего. Тогда-то и обещает поколебать небо и землю, также и море, и кроме того еще все народы, ибо сказал, что «еще единою Аз потрясу». Здесь, как не без основания кажется мне, должен заключаться приблизительно такой смысл. Когда служившего идолам и воспитанного в Египетских нравах и обычаях Израиля Бог помышлял освободить и хотел обратить к познанию истины, тогда-то Он и является как бы поколебавшим все, так как воды превращаются в кровь, небо ниспосылает град, море рассекается и волны в нем стоят твердо в виде стены, небо источает манну (Исх. 6, Исх. 7, Исх. 14, Исх. 16). О сем и Псалмопевец объявляет, говоря: «Боже, внегда исходити Тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо и небеса кануша» (Пс. 67:8-9). Вот тогда-то, думаем, и была потрясена земля, подвергшаяся необычайному потрясению, когда совершился столь славный исход сынов Израиля и не оставшийся безвестным никому из обитателей земли. Таковым же потрясением, говорит, будет также и время пришествия Спасителя нашего, так как никто не останется в неведении о совершенных чрез это пришествие славных делах. Да, небо познало эту тайну, чего свидетелем служит Павел, говоря так: дабы известна стала ныне началам и властям через Церковь многоразличная премудрость Бога, и следующее потом (Еф. 3:10). Узнала также и земля вся и море, то есть острова. Кто не причастен знанию об этом? Какое море, какой народ, какая часть поднебесной? Проповедано Евангелие по всем народам, согласно слову Спасителя (Мф.24:14, Мф. 28:19). И так, «еще единою, – говорит, – Аз потрясу небом и землею, и тогда приидет избранная всех язык, и исполню дом сей славы». Весьма многие уверовали и из всякого народа, славные и избранные, – в качестве великолепных приношений собраны они в дом Бога и воздают Ему за это славу, распространяя ее всем и повсюду и сами в свою очередь прославляясь от Христа. Научились обращаться с молитвою и говорить: «и буди светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89:17), и опять: «благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю» (Пс.113:23). А что Бог требует Себе не бездушного вещества, но духовного благоукрашения, на это указывает в словах: «мое сребро и мое злато». Это подобно тому, как если бы сказал: не считайте бесславным храм за то, что быть может он не будет иметь золота и серебра и блеска богатств. Я не имею в этом нужды, ибо мое все золото и все серебро. Напротив, Я ищу истинных поклонников (Ин. 4:23), блеском таковых позлащу храм Мой. И как в то время, когда отклонял Израиль от подзаконных жертв, Он почел необходимым сказать: «не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов», «мои бо суть вси зверие селнии, скоти в горах и волове» (Пс. 49:9-10; так и здесь, отвергая украшение вещественное и требуя, напротив, духовного, говорит, что мое сребро и мое злато, то есть довольно и Я преисполнен и не имею нужды ни в чем таком. Напротив, украшением Моим да будет тот, кто имеет веру правую, отличается достоинствами добродетели, украшен любовью ко Мне, чист сердцем, нищ духом, милосерд и добр. Собравшись в храм, то есть Церковь, таковые являют ее доброславной и всеизвестной.

Толкование на пророка Аггея.

Блж. Иероним Стридонский

Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф

См. Толкование на Аг. 2:1

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 4-7 И нынѣ укрѣпляйся Зоровавелю, глаголетъ Господь, и укрѣпляйся Іисусе сыне Іоседековъ, іерею великій, и да укрѣпляются вси людіе земли, и творите: зане Азъ съ вами есмь, глаголетъ Господь Вседержитель. И слово Мое, еже завѣщахъ съ вами, егда исходисте изъ земли Египетскія, и Духъ Мой настоитъ посредѣ васъ. Отложивъ всякую лѣность и боязнь, пріимите подаваемую вамъ крѣпость, вѣруя, что Я въ законоположеніи пребываю съ вами, и что промышляетъ о васъ благодать всесвятаго Духа. И поелику препятствіемъ служило многое, и бѣдность и недостатокъ необходимаго, и набѣги сосѣдей; то не безъ причины присовокупляетъ:

Дерзайте: зане сице глаголетъ Господь Вседержитель: Еще единою Азъ потрясу небомъ и землею, и моремъ и сушею, и сотрясу вся языки, и пріидутъ избранныя всѣхъ языковъ: и исполню храмъ сей славы, глаголетъ Господь Вседержитель.

Предвозвѣщаетъ сіе о Гогѣ и Магогѣ, которымъ, когда вознамѣрились они со многими народами ополчиться противъ Іерусалима, попустилъ это Богъ, и содѣлалъ, что вооружась другъ на друга, другъ другомъ они были истреблены, богатство же ихъ отдалъ Господь храмоздателямъ. И успокоивая слухъ внимающихъ сему, продолжаетъ:

Лопухин А.П.

Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф

См. Толкование на Аг. 2:3