Толкования на Аг. 2:23

Свт. Кирилл Александрийский

В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю, Салафиилев, рабе мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель

Не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля; потому что он был и из колена Иудина, и царь, и вождь освобожденных из плена, и как бы начальник над зиждущими дом Господень. Итак, взяв Тебя, говорит, раба Моего, – то есть явившегося в зраке раба (Фил. 2:7), однако свободного по природе, – в то время, когда Я решу низложить властелинов с престолов и изгнать начальство – «яко печать положу». Печать же Бога и Отца есть Сын, как имеющий всецелое и совершенное подобие с Ним и отражающий в собственной красоте природу Родившего. А в Нем и нас отпечатлевает Бог в подобие Свое: если во Христа преобразуемся, то приобретаем как бы и образ Бога. И так, Сын есть точное отображение Бога и Отца, и Его «избрал», то есть соделал возлюбленным и избранным. Таковым Он исповедал Его при струях Иорданских, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф.3:17); ибо благоволил Бог и Отец восстановить все (в первоначальном порядке) и возвести к первоначальному состоянию, как и божественный Павел пишет: «возглавити» «яже на небесех и яже на земли» во Христе (Еф. 1:10).

Толкование на пророка Аггея.

Блж. Иероним Стридонский

В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю, Салафиилев, рабе мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель

См. Толкование на Аг. 2:20

Блж. Феодорит Кирский

Въ той день, глаголетъ Господь Вседержитель: пріиму тя Зоровавелю Салаѳіилевъ рабе Мой, глаголетъ Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрахъ, глаголетъ Господь Вседержитель. Не упоминая здѣсь объ Іисусѣ, упоминаетъ объ одномъ только Зоровавелѣ; потому что рѣчь идетъ о войнахъ и военачальствѣ, о дѣлахъ же военныхъ заботился онъ одинъ. Посему сказуетъ Богъ: въ тотъ день, по истребленіи оныхъ народовъ, тебя, Зоровавель, избраннаго Мною въ раба и служителя, содѣлаю славнымъ и знаменитымъ, и употребивъ тебя какъ нѣкую печать, и народу доставлю чрезъ тебя всякую безопасность; потому что печать, приложенная къ дверямъ и сундукамъ, приводитъ въ безопасность влагаемое. Такъ истолкованіе пророчества приведено нами къ концу. Но я дивлюсь безумію Аполлинарія, который предпріялъ столь ясно предсказанному придавать противный сему смыслъ, и говорить, что ополченія Гога и Магога еще не было, но будетъ при кончинѣ вѣка сего. Премудрый этотъ мужъ не обратилъ вниманія на непрерывную связь пророчества, а именно, что непосредственно за предсказаніемъ о пораженіи Гога и Магога присовокуплено у Пророка: въ той день, глаголетъ Господь Вседержитель, пріиму тя Зоровавелю рабе Мой, глаголетъ Господь, и такъ далѣе. Посему если Аполлинарій въ сложенныхъ имъ басняхъ вымышляетъ другаго какого Зоровавеля, который будетъ въ тѣ времена; то пусть толкованіе его и остается для насъ совершенною баснею. Если же разумѣется тотъ одинъ Зоровавель, который правилъ народомъ по возвращеніи изъ плѣна, то при немъ истреблено воинство оныхъ языческихъ народовъ, и послѣ сего истребленія Зоровавель сдѣлался славнымъ и знаменитымъ. Аполлинарію же должно было принять во вниманіе и то, что замедленіе въ созиданіи храма прикрывавшимъ бѣдностію Господь всяческихъ обѣщалъ собрать народы сіи и ихъ богатства отдать на расходы при храмозданіи, почему и присовокупилъ: Мое сребро и Мое злато, и велія будетъ слава храма сего послѣдняя паче первыя. Но оставивъ Аполлинарія съ его суесловіемъ, будемъ держаться истины и умолять человѣколюбиваго нашего Владыку, чтобы и намъ даровалъ миръ, и миръ душевный, да во всемъ Ему угождая и Его пользуясь помощію, избѣгнемъ навѣтовъ невидимыхъ враговъ, и поживъ по Его божественнымъ законамъ, сподобимся обѣтованныхъ благъ, по благодати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа. Съ Нимъ слава Отцу и со Святымъ Духомъ нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Лопухин А.П.

В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф

См. Толкование на Аг. 2:20